Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Статьи

  По следам дискуссий

Бросание жребия - Библейская ли это практика?
краткий конспект одноимённой дискуссии



   В ветхозаветные времена часто для принятия важных решений использовался принцип жребия. Этот принцип схож с подкидыванием монетки, вытягиванием соломинок или киданием костей. Некоторые считают, что использование подобной практики оправдывается желанием людей узнать волю Бога и стремлением Ему угодить.
Чем на самом деле руководствовались люди, тянувшие жребий, мы постараемся выяснить после того, как взглянем на самые яркие примеры вытягивания жребия, описанные в Библии.


   I. СЛУЧАИ БРОСАНИЯ ЖРЕБИЯ, УПОМЯНУТЫЕ В БИБЛИИ

Кто-то подсчитал, что: в Ветхом Завете упоминается 70 случаев бросания жребия, а в Новом Завете – семь (согласно Библейскому иллюстрированному словарю Нельсона):

    1. В Ветхом Завете:
  • При выборе одного из козлов в день искупления:
    Левит 16:7-10
    «И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения»;

  • При распределении Ханаанских земель между коленами Израиля:
    Числа 26:52-56 «И сказал Господь Моисею, говоря: сим в удел должно разделить землю по числу имен; кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел соразмерно с числом вошедших в исчисление; по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы; по жребию должно разделить им уделы их, как многочисленным, так и малочисленным» (также см. Числа 34:13);

  • При выборе ополченцев на войну или иные предприятия:
    Судей 20:9 «и вот что мы сделаем ныне с Гивою: пойдем на нее по жребию»; Судей 1:3 «Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон»;

  • При выявлении (определении) виновного:
    1 Царств 14:41-42 «И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! дай знамение. И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым. Тогда сказал Саул: бросьте жребий между мною и между Ионафаном, сыном моим. и пал жребий на Ионафана»); сравните с аналогичной языческой практикой, описанной в книге Пророка Ионы: Иона 1:7 «И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону».

  • При выборе священников на служение:
    1 Паралипоменон 24:3,5 «И распределил их Давид - Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их... Распределял же их по жребиям... »; Лука 1:8-9 «Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения»;

  • При разделе добычи (традиция язычников):
    Авдий 11 «В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них»; Иоиль 3:3 «И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили»;

  • Во всех других сложных трудноразрешимых ситуациях:
    Неемия 11:1
    «И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах».


        2. В Новом Завете:
  • Об одеждах Иисуса бросали жребий солдаты:
    Матфея 27:35 «Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий»; Псалтирь 21:19 «...делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

  • При выборе 12-го апостола:
    Деяния 1:26 «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».

       Вопрос для размышления: Чем же руководствовались тянувшие жребий?

       Ответы: Люди в большинстве случаев руководствовались следующими мотивами:
    • Чувством справедливости (чтобы никому обидно не было).
    • Нежеланием брать на себя ответственность за принятое решение или поступок (чтобы некого было обвинять).
    • Во избежание ропота со стороны недовольных результатом или решением.

       Идея! Притчи 18:18 «Жребий прекращает споры и решает между сильными».


       II. БИБЛЕЙСКАЯ ИЛИ ЯЗЫЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ?

       Традиция разрешать спорные вопросы жеребьевкой является одной из древнейших традиций человечества. Она издревле считается беспристрастным способом решения спорных вопросов и, зачастую, решение жребия отождествляется с божественной волей. В языческой культуре не только люди, но и их боги решали вопросы посредством жребия. Об этом читаем в «Илиаде» Гомера (22.209) и в «Гаданиях» Цицерона (1.34; 2.41).
       Что касается библейской иудейской традиции, то в Библии читаем: Притчи 16:33 «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа».


        1. Была ли эта традиция заимствована иудеями у языческих народов?
       У язычников кидание жребия было одной из разновидностей гадания, подобного гаданию по картам, звёздам, печени, кофейной гуще и так далее: Иезекииль 21:21 «царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень. В правой руке у него гаданье: 'в Иерусалим', где должно поставить тараны, открыть для побоища уста, возвысить голос для военного крика, подвести тараны к воротам, насыпать вал, построить осадные башни»).
       Господь строго-настрого запретил Своему избранному народу гадать и обращаться к помощи гадателей, прорицателей, астрологов, волхвов и шаманов (вызывателей духов):
      Захария 10:2 «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря»,
      Левит 19:31 «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш»;
      Левит 20:6 «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее»;
      Второзаконие 18:9-12 «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего»;
      Исаия 8:19 «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?»;


        2. Повеления Бога о жребии:
       Если проследить, откуда у еврейского народа появилась традиция бросать жребий, то мы увидим, что во многих случаях Сам Бог повелел народу Израилеву решать некоторые вопросы с помощью жребия. Какие именно вопросы Бог повелел решать жеребьевкой:
    • Повеление о жертве в День Искупления (Левит 16:7-10);
    • При распределении Ханаанских земель между коленами Израиля: (Числа 26:52-56);
    • При выявлении преступника закона (И. Навина 7:10-14);
    • При выборе священников на служение (1 Паралипоменон 24:3,5, 19).

        3. Урим и Туммим.
       Камни или пластинки со словами «свет» и «совершенство», которые находились в нагрудном кармане ефода (одежды) первосвященника и использовались им для определения воли Господа Бога. По-другому Урим и Туммим назывались «судом сынов Израилевых».
       Об этом подробно читаем в Исходе 28:15-30 «Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его... На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним».
       Также читаем в Левите 8:6-8 «И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем, и возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим».

       Большинство богословов считают, что урим и туммим были предназначены для того, чтобы первосвященник мог кидать жребий, решение которого было Божьей волей для народа Божия. При этом считается, что урим и туммим выполняли роль слов «да» и «нет» или «истинно» и «ложно». Они являются символом справедливого суда Бога.

       Примеры применения урима и туммима:

         А. Бог даёт наставления Моисею:
       Числа 27:18-21 «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых; и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество».

         Б. Перед своей смертью Моисей благословляет Левия:
       Второзаконие 33:8 «И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы».

         В. Случаи, подразумевающие использование урима и туммима:
  • Выявление нарушившего заповедь Бога (И. Навина 7:10-26; 1 Царств 14:37-45);
  • Выбор царя в Израиле (1 Царств 10:17-24).
  • 1 Царств 14:18 «И сказал Саул Ахии: ‘принеси кивот Божий', ибо кивот Божий в то время был с сынами Израильскими».
  • 1 Царств 23:6-9 «Когда Авиафар, сын Ахимелеха, прибежал к Давиду в Кеиль, то принес с собою и ефод».


         Г. Царь Саул обращается к волшебнице, после того, как «Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1 Царств 28:6).


         Д. После времён царя Давида никогда больше не упоминается ни священный ефод, ни его Урим и Туммим. Авиафар – последний первосвященник, который их использовал (1 Царств 23:6-9).
       Скорее всего, это объясняется тем, что наступила новая духовная эра в истории Израильского народа. Теперь Господь начал открываться своему народу через пророков (1 Царств 9:9 «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: ‘пойдем к прозорливцу'; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем»).


       III. КАК БЫТЬ НАМ – ХРИСТИАНАМ?

       Возникает вопрос: если сам Бог повелел евреям решать спорные вопросы при помощи жребия, следует ли и нам воспользоваться этой практикой при решении подобных вопросов?
       Конечно же, нет. С приходом на землю Иисуса Христа началась новая духовная эра в истории человечества. С этого момента Сам Бог спустился на землю и стал обитать со Своим народом, поселившись в их сердцах, как Он и обещал ещё в ветхозаветные времена:
      2 Коринфянам 6:16 «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (то же самое сказано в книге пророка Иеремии 31:33);
      Евреям 8:10-12 «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более»; Левит 26:12 «и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».

        1. Иисус есть Путь, Истина и Жизнь.
       В ветхозаветные времена народ Божий руководствовался указаниями Бога, данными через урим и туммим. В эпоху Нового Завета Бог дал нам Своё откровение в личности Иисуса Христа. Библия учит, что Иисус есть «Путь, истина и жизнь» (Иоанна 14:6), Иисус есть свет: «Я – свет миру» (Иоанна 8:12, 9:5).

       Идея! Сравните идею урима и туммима со сказанным в Псалме 42:3 «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои».
    Псалмопевец просил Бога, чтобы Он послал ему истину и свет. Господь ответил на эту молитву и пришёл на землю в облике Иисуса Христа, чтобы открыть нам Свою истину и показать нам путь к вечной жизни.


        2. Иисус обещал, что Святой Дух придет и наставит на всякую истину.
    Иоанна 16:13 «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».

       Когда Святой Дух пришел, то Он действительно начал наставлять христиан на истинный путь и подсказывать, что и как делать для служения Господу:
         А. Выбор служителей: Деяния 13:1-4 «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр».

         Б. Водительство христиан: Деяния 16:6-7 «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их».


        3. Святой Дух подсказывает, что говорить и делать в сложных ситуациях:
    Лука 12:11-12 «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить».


       Бросание жребия - это не христианская практика. Нигде в Новом Завете после того, как Святой Божий Дух спустился с небес, ни разу не упоминается, чтобы кто-нибудь из христиан решал спорные или сложные вопросы при помощи жребия. Если вы до сих пор бросаете жребий, стараясь тем самым понять волю Бога или пытаясь решить, какой сделать следующий шаг в жизни, задумайтесь над тем, в каких взаимоотношениях вы находитесь с Господом. В следующий раз, вместо подбрасывания монетки обратитесь в молитве к Богу и попросите Его помочь вам решить, как поступить в той или иной ситуации.



         Рекомендуем вам прочитать статью «Магия, и что за ней стоит?»




         Скачать статью в формате word


         Назад








  •