Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Статьи

  По следам дискуссий

Исповедь по-библейски
краткий конспект одноимённой дискуссии


   I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

   Что такое исповедь?

   1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ использует еврейское слово «yada», имеющее много значений, одно из которых – признавать, признаваться. В Ветхом Завете это слово используется в следующих контекстах:

   А. Признаваться в грехах (признавать свои грехи):
  Левит 5:5-6 «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его».

   Б. Признавать, соглашаться:
  Иов 40:9 «Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя».

   В. Исповедовать имя Господа – то есть признавать Бога и Его власть:
  3 Царств 8:33-36 «Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие» (то же самое: 2 Паралипоменон 6:24-27).

    2. НОВЫЙ ЗАВЕТ:
   А. Греческое слово, которое используется в Новом Завете, – «homologeo». Оно переводится как «сказать то же самое» и в большинстве контекстов означает «не отказываться, а признать себя виновным в том, в чём тебя обвиняют», то есть «соглашаться с предъявленным обвинением».
   Одно из греческих слов с таким же корнем – «Exomologeo» – означает исповедь, исходящую из глубины души: Матфея 3:5-6 «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Деяния 19:18 «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои».

   Б. Второе значение этого слова – признавать: Откровение 3:5 «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его».

   В. Также это слово используется в значении «вероисповедание»:
  1 Тимофею 6:12 «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».
  1 Тимофею 6:13 «Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание».


   II. ТИПЫ БИБЛЕЙСКОЙ ИСПОВЕДИ

   Библейская исповедь делится на две категории:
       – исповедь – как исповедание грехов (признание своих ошибок и грехов).
       – исповедь – как исповедание веры (вероисповедание).

    1. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ
   Библия использует слово «исповедь» в значении открыто провозглашаемой веры. Так, апостолу Павлу принадлежат следующие слова: Евреям 3:1 «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа». Евреям 4:14 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего».

   Открытое исповедание веры является признанием Бога и его власти и провозглашением своей преданности Богу и Его истине, через которую Он явил Себя. Это есть провозглашение своего безграничного доверия Христу и подчинение Его Слову: Римлянам 10:9-10 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
   В Новом Завете говорится о том, что некоторые фарисеи из-за боязни перед иудеями не исповедовали Христа открыто: Иоанна 12:42-43 «Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Но Иисус предупреждает, что ожидает тех, кто постыдится Его перед людьми: Матфея 10:32-33 «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».

   Следующие два отрывка свидетельствуют о том, что, независимо от желания, каждому человеку и всему Божьему творению вскоре придётся признать и исповедать Иисуса Христа Царём и Богом: Филиппийцам 2:9-11 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Римлянам 14:11 «Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога».


    2. ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ
   Библия повествует о четырёх способах исповеди грехов:

   А. Исповедь перед Господом:
   Во время покаяния в грехах, раскаивающийся грешник исповедует свои грехи Тому, против Кого он согрешил в первую очередь, то есть Господу: 1 Коринфянам 8:12 «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».
   Примеры такой исповеди:
  Псалом 50:6 «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
  Псалтирь 31:3-6 «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: 'исповедаю Господу преступления мои', и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его».
  1 Иоанна 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

   Б. Исповедь перед человеком.
   Раскаивающийся в содеянном исповедует свои грехи не только перед Богом, но и перед людьми, против которых он согрешил:
  Матфея 5:23 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
  Иакова 5:16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

   В. Исповедь перед духовным лидером или наставником:
   Такого рода исповедание грехов является ни чем иным как общим признанием своей вины, промахов, ошибок без углубления в детали:
   – Давид исповедуется перед пророком Нафаном в 2 Царств 12:13а «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом».
   – Толпы народа признаются в своих грехах Иоанну Крестителю: Матфея 3:1-6 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Здесь мы видим, что исповедание грехов является важной частью покаяния. Исповедь – это вербальное покаяние – словесное выражение того состояния сердца грешника во время покаяния. Покаяние без исповеди – не покаяние. И исповедь без покаяния – пустое сотрясание воздуха.

   Г. Исповедь перед всей церковью.
Подобного рода исповеди необходимы только в том случае, когда грех или проступок человека направлен против всей церкви или приобретает статус скандала, то есть становится общеизвестным. В данном случае церковь руководствуется следующим принципом: Тайные или скрытые грехи нуждаются в обличении один на один, а открытые (или общественные, публичные) грехи требуют публичного обличения и покаяния.
   В первоапостольской церкви истинное раскаяние в антицерковном и антиобщественном проступке всегда сопровождалось открытой исповедью и покаянием, приобретая публичный характер, как и совершённое человеком преступление.
   Иллюстрацией подобного обличения служат следующие новозаветные примеры:
   – Грех, ставший известным всей церкви, который апостол Павел обличает публично в Первом послании Коринфянам 5.
   – Грех Анании и Сапфиры, который стал известен не только в церкви, но и за ее пределами: Деяния 5:1-11. Поскольку их проступок был публичным, Пётр предоставил им возможность покаяться публично. Но Анания и Сапфира не воспользовались этим шансом и не признались в своём грехе, за что и были наказаны Господом в тот же час.


   III. ПРИМЕРЫ ИСПОВЕДЕЙ В БИБЛИИ

    1. Примеры исповеди грехов в Ветхом Завете
   А. Признание Ахана перед Иисусом Навином: И. Навин 7:19-21 «Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня. В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним».

   Б. Исповедь Ездры перед Богом в грехах Израиля: Ездра 9:5-15.
   Призыв Ездры покаяться в том, что евреи женились на язычницах:
  Ездра 10:6-12 «И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев. И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев. И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это было в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей. И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. Итак покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных. И отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем».

   В. Исповедь Давида после того, как он согрешил с Вирсавией: Псалом 50.

   Г. Молитва Давида: Псалом 37


    2. Пример исповеди грехов в Новом Завете
   Исповедь разбойника: Лука 23:39-43 «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
   Исповедь Петра: Лука 5:3-9 «Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных».
   Исповедь Иуды перед синедрионом: Матфея 27:1-4 «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную».
   Исповедь блудного сына: Лука 15:18-19 «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Лука 15:21 «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
   Молитва мытаря: Лука18:13 «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Кто-то может сказать: «Какая же это исповедь? Это покаяние». Но, дорогие друзья, напоминаем вам ещё раз, что покаяние – это состояние сердца, души, а исповедь – это словесное свидетельство о покаянии.


   Почему в Новом Завете так мало исповедей, а те, что есть, - немногословны и коротки?
   Во-первых, необходимо понять, что исповедь – это не только исповедание грехов, но и провозглашение своей веры. Весь Новый Завет является исповеданием веры: 22 из 27 книг Нового Завета содержат примеры исповедания веры апостолов и первых христиан. И не случайно.
   Во-вторых, говоря об исповедании грехов, следует отметить, что исповедь – это глубоко личный процесс, не предназначенный для посторонних ушей. Не возрождённые люди могут соблазниться, услышав исповедь постороннего человека с длинным списком его отвратительных грехов. Библия учит, что Бог никого не искушает. Именно поэтому, ограждая нас от осуждения окружающих, Господь не включил в Новый Завет подробных исповедей.
   В-третьих, большая часть Нового Завета обращена не к неверующим, а к христианам, то есть к людям, которые уже покаялись и примирились с Небесным Отцом через крёстную жертву Иисуса Христа. Основное предназначение христиан – провозглашать веру в Иисуса Христа. Именно поэтому в Новом Завете намного больше подробных исповедей веры, чем исповеди грехов.
   Несмотря на это, нам необходимо помнить, что повседневная жизнь христианина должна собой представлять две исповеди: (1) Исповедание грехов и (2) Исповедание веры.


   Сегодня крайне важно понять, что все люди без исключения являются грешниками: Римлянам 3:23 «…Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Если кто-то делает вид или пытается убедить себя и окружающих, что он не имеет греха, то он не только лжёт Богу и людям и самому себе, но и представляет Бога лживым: 1 Иоанна 1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». И это глупо, потому что тот, кто не признает своих грехов и не исповедует их Богу при жизни, очень дорого поплатится за свою гордость. И ценой будет – вечность в аду. Чтобы этого избежать, необходимо признать свои грехи перед Богом и обратиться к Нему с просьбой о прощении.

   Помните, что «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается [исповедует, открывает, признаётся] и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13).



     Скачать статью в формате word



     Назад