|
10/10/2012 23:00:26 |
По следам дискуссий I. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ И СПОСОБЫ САМОЗАЩИТЫ 1. Беседа/договор: Бытие 21:22-24 «И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь» В данном случае обе стороны заключили мирный договор во избежание военных конфликтов в будущем. 2. Побег: 4 Царств 11:1-3 «Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен. И был он с нею скрываем в доме Господнем шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею». Бытие 27:41-45 «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?» 3. Хитрость: А. Авраам, боясь за свою жизнь, выдал Сару за свою сестру: Бытие 20. В 11-м стихе сказано: «Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою». Б. Исаак, боясь за свою жизнь, выдал Ревекку за свою сестру: Бытие 26:6-11. В 7-м стихе сказано: «Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом». В. Давид притворился безумным: 1 Царств 21:10-15 «И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому. И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: `Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч'? Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой?» 4. Запрещённый способ самозащиты: членовредительство. Второзаконие 25:11-12 «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой». II. ОТНОШЕНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА К САМОЗАЩИТЕ 1. Исход 22:2-3 «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». Речь в этом отрывке идёт о ночном воре-взломщике. Господь разрешает защищать себя, свою семью и имущество от такого человека. Заметьте, что если это случится ночью, то за убийство вора человек не судится. А если это произошло днём, то человек убивший вора считается виновным в убийстве. В чем же дело? Дело в том, что днём человек может рассмотреть вора и понять, что его жизни ничего не угрожает, т.к. вору нужны вещи, а не его жизнь. Однако ночью в темноте трудно понять, кто к тебе лезет в дом: вор или разбойник-убийца, и есть у него оружие или нет. Поэтому в случае смертельного исхода, человек, убивший ночного вора, считался невиновным, ведь он защищал не только своё имущество, но и свою жизнь. Обратите внимание на то, что речь в этом отрывке идёт не о запрете самообороны, а о запрете превышения полномочий: самозащита разрешена, но излишнее насилие строго-настрого запрещено. 2. Екклесиаст 4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется». В этом отрывке даётся три причины, почему вдвоём лучше, нежели одном: Во-первых, потому что вдвоём легче работать; во-вторых, вдвоём легче согреться; и в-третьих, вдвоём легче защищаться. 3. Притчи 25:21 «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою». Многие ссылаются на этот Библейский стих, утверждая, что это есть пример нашего поведения с врагами. Но, дорогие друзья, этот стих не применим к обсуждаемой нами теме, т.к. речь не идёт о враге, который нападает на тебя с целью лишить тебя жизни. Здесь речь идёт о том, чтобы бы ты сам не нападал на своего врага (который в нужде) с целью отомстить. Не надо путать самозащиту и месть. Месть не является самозащитой. Таким образом, мы видим, что Ветхий Завет вовсе не запрещает самозащиту. Давайте теперь обратимся к Новому Завету и выясним, противоречит идея о самозащите учению Нового Завета. III. ОТНОШЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА К САМОЗАЩИТЕ 1. Неправильное понимание слов Иисуса Христа. Матфея 5:38-39 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Многие ошибочно используют этот отрывок, чтобы доказать, что Иисус выступал против самообороны. Однако если рассмотреть ближайший контекст, становится понятным, что речь не шла о вопросах самообороны. Речь шла о духовном смысле Закона Божия и о состоянии ума и сердца человека, старающегося исполнить этот закон. А. Культура и обычаи. Дело в том, что выражение «ударить по правой щеке» в той культуре означало – оскорбить человека. Удар по правой щеке обычно наносился тыльной стороной правой руки. Это не был удар насилия, это был удар оскорбления, подобный тому, как в прошлые века вельможи вызывали друг друга на дуэль ударом перчатки по правой щеке. Таким образом, зная культуру и обычаи современников Христа, мы можем лучше понять слова Иисуса о правой щеке. Иными словами, Иисус сказал: «не отвечайте злом на зло, оскорблением за оскорбление, местью за обиду!» Кроме того, дорогие друзья, данный стих не запрещает применение самообороны, потому что в нём вообще речь идёт не о самообороне, а о мстительности и самоуправстве. Если бы Иисус сказал: «Когда кто-то хочет тебя ударить по одной щеке, ты не уклоняйся, а подставь ему и эту щёку, и вторую», тогда речь бы шла о самообороне. Но Иисус сказал о том, что делать, а вернее, чего не делать после того, как тебя оскорбили или обидели: Он призывает не мстить! Иными словами, то, что Иисус произнёс в Матфея 5:38-39 можно перефразировать следующим образом: «Если ты не успел или не сумел избежать оскорбления (удара по щеке), то не бери на себя роль судьи и не мсти обидчику». Б. Два перевода. Известная нам фраза Иисуса о непротивлении может быть переведена в двух вариантах: (1) «не противься злу» и (2) «не противься злом». Мы более склонны ко второму варианту. Кроме того, второй вариант более созвучен словам апостола Павла в послании Римлянам 12:17-21 «…Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». В. Противиться или не противиться злу? Что же касается вопроса о сопротивлении злу, Слово Божье неоднократно призывает нас противостоять злу. Ведь понятие греха включает в себя любое зло, любую неправду, грех, похоть, насилие, ложь, несправедливость, лукавого с его происками и тому подобное. Христианин должен противостоять и сопротивляться любому проявлению зла: Иакова 4:7 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас». 1 Петра 5:9-10 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою…». Ефесянам 6:11 «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских». Христианин конечно должен противиться злу, даже тогда, когда кто-то атакует его физически, если, конечно, он в состоянии это сделать. Другое дело - как. Злом (увечьем, грубым словом, проклятьем) – нельзя. А добром (молитвой, доводами, уклонением, протестом) – можно. В этом нет зла. Библия не призывает нас покориться нападающему. Совсем наоборот, Притчи 25:26 учат: «Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым». 2. Примеры самозащиты Иисуса Христа Иисус Христос дал в Своей жизни два ярких примера самозащиты. Так, кротким словом Он остановил целую толпу евреев, которая хотела побить Его камнями: Иоанн 10:31-32 «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» Аналогичным образом он возмутился против поведения служителя первосвященника, ударившего его по щеке. Иоанна 18:19-23 «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Заметьте, Христос не подставил ему вторую щёку, а возмутился и потребовал от человека объяснений! Как видим эти два примера, данные нам Самим Спасителем, дают христианам право на самозащиту и указывают путь победы над злом: Римлянам 12:21 «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». 3. Является, по мнению Иисуса, самозащита грехом? А. Две иллюстрации, данные Иисусом: Выше мы приводили отрывок из Исхода 22:2-3 о воре. Иисус использовал аналогичный пример с ночным вором в одной из Своих проповедей: Матфея 24:43 «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего». Разве бодрствование хозяина дома и готовность отразить нападение вора не является самозащитой? А вот ещё один пример самозащиты, который дал Господь Иисус: Лука 11:21 «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение». Ярые противники самозащиты могут возразить, сказав, что в данных двух случаях Иисус просто использует иллюстрацию, и не более того. Но, дорогие друзья, к чему лукавить? Разве вы не знаете, что все свои иллюстрации Христос брал из жизни и из культуры иудеев, иначе бы они не были понятны Его слушателям. Стало быть, данные примеры самозащиты были всем понятны и приняты в Израиле. А это свидетельствует о том, что и иудеи, и Сам Господь Иисус ничего против самозащиты не имели. Это – во-первых. А во-вторых, если самозащита является грехом, то это означает, что Иисус для иллюстрации Божьей истины в Своих проповедях использовал греховные примеры, как в данной ситуации. Но Бог и грех несовместимы! Бог никогда не доказывает истину при помощи лжи и греха. Стало быть, использование Христом данных иллюстраций и аналогий доказывает, что самозащита не является грехом! Б. Совет Иисуса ученикам: Господь Иисус в ночь, когда Его предали, дал ученикам очень интересный совет: Лука 22:35-36 «И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч». Греческое слово «меч» - «maxairan» – это не кухонный или карманный нож для отрезания хлеба или мяса; это укороченный меч, который, обычно, евреи имели при себе во время путешествия для самозащиты от грабителей, разбойников и диких животных. Вы никогда не задумывались, почему Иисус велел Своим ученикам приобрести такой меч? Некоторые богословы и верующие считают, что это место нужно понимать в переносном смысле. Но ближайший контекст подсказывает, что данные слова Иисуса нужно понимать в прямом смысле. Ученики Христа были посланы Им в мир свидетельствовать о нём «в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8). Они должны были быть готовы постоять за себя. 4. Неправильное понимание беззащитности Иисуса Многие, выступая против самозащиты, приводят пример Иисуса, который не сопротивлялся и не препятствовал тому, чтобы Его распяли: Исаия 53:7 «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Обратите внимание на то, что ключевым словом в этом тексте является наречие «добровольно». Дело в том, что Иисус не сопротивлялся и не применял самозащиту потому, что это противоречило бы Его миссии: ведь Он пришёл на землю умереть за наши грехи. Если бы Он сопротивлялся и защищался, то Его бы не распяли, и мы сегодня не имели бы прощения грехов и вечной жизни. По этой же причине Иисус не одобрил поведения Петра в Иоанна 18:10-11 «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Эта история также записана в Матфея 26:52-54 «И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Многие цепляются к выражению Иисуса «Возврати меч твой в его место, ибо взявшие меч, мечом погибнут» утверждая, что эти слова Господа Христа доказывают негативное отношение Иисуса к самозащите. Но это не так: Иисус не сказал Петру выкинуть меч, иначе бы Он бы противоречил своим собственным словам, сказанным в Луке 22:35-36. Иисус запретил Петру использовать его меч в данной ситуации, во-первых, потому что это бы могло помешать Иисусу исполнить Его миссию на земле. А во-вторых, этот меч был предназначен для самозащиты Петра, а не для защиты Господа. Господу не нужно человеческое оружие для самозащиты: Иоанна 18:36 «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». В-третьих, выражение «Взявшие меч, мечом погибнут» означает: «ищущий конфронтации, нарвётся на конфронтацию». Почему же взявший меч, мечом погибнет? Потому что нападающий (атакующий) даёт повод другому человеку применить силу для самозащиты, а стало быть, подвергает свою жизнь смертельной опасности. Иными словами, «что посеешь, то пожнёшь»: Откровение 13:10 «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». Итак, Христос не сопротивлялся распявшим его иудеям и римлянам, потому что так надлежало Ему исполнить Свою миссию. Эта же чаша ожидает и нас, когда христиан начнут убивать в глобальном масштабе во время гонений перед концом света. И тогда применять защиту будет бесполезно. Поэтому-то Иисус предупредил Своих учеников о том, что на всю вселенную грядут гонения и что христиане будут убиваемы за имя Христа: Лука 21:12-19 «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши». Иисус, предупреждая учеников о грядущих гонениях, дал им совет: Матфея 10:23а «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». Как вы помните, это один из способов самозащиты. Апостолы, бывшие в гонениях, оставили нам подсказку, каким образом христиане переносят тяготы гонений: Римлянам 8:36-37 «…за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». В настоящее же время Господь призывает нас искать мира и ревновать о добром. Он же, в Свою очередь, обещает нас защищать: 1 Петра 3:10-15 «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». «Мудрость лучше воинских орудий» (Екклесиаст 9:18). Давайте продолжим изучать, что Библия говорит о самозащите, или самообороне: Защита ближнего Защита самого себя Послесловие
|
|
|