|
10/10/2012 23:00:26 |
По следам дискуссий Апокрифами называется собрание книг, написанных в промежутке между 200 годом до нашей эры и 100 годом нашей эры в трудный период для Израиля. Апокрифические книги можно разделить на две большие группы: Ветхозаветные апокрифы и Новозаветные апокрифы. К ветхозаветным апокрифам относятся 15 книг, написанных в период оппозиции Израиля против иноземного господства (150 год до н.э. – 70 год н.э.). Эти книги не являются частью Ветхого Завета, но были искусственным образом включены в состав некоторых ранних версий Библии. Этот факт частично объясняет причину, по которой ветхозаветные апокрифы и по сей день являются частью Римско-католической Библии, а также частью неканонической православной Библии. Так называемые новозаветные апокрифы были написаны в течение второго и третьего столетия нашей эры, намного позже смерти учеников и свидетелей служения Иисуса Христа на земле. Ни одна из этих книг не была включена в состав Католической, Православной или Протестантской Библии. I. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ. События, которые подтолкнули появление ветхозаветных апокрифов, начались в 167 году до н.э., когда евреи восстали против Антиоха IV Епифана – царя Сирии. Это восстание возглавил Еврейский священник Маттафия со своими сыновьями. Маттафия отказался исполнять повеление Антиоха IV, приказавшего всем евреям поклоняться и приносить языческие жертвы сирийским богам. Маттафия убил одного из сирийских начальников, а также Иудея, который в знак повиновения Антиоху собирался совершить языческое жертвоприношение, а также разрушил жертвенник. После сего Маттафия провозгласил: «И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: Всякий, кто ревнует по Законе и стоит в завете, пусть идёт за мною! И убежал сам и сыновья его в горы, оставив всё, что имели в городе» (1 Макк 2:27-28). Так началась война против сирийцев, которая продолжалась до тех пор, пока евреи не восстановили свою независимость в Палестине. Во время этой войны один из сынов Маттафия – Иуда Маккавей (переводится как «молот») очистил храм в Иерусалиме от нечистых сирийских жертв. С тех пор евреи отмечают этот день каждый год во время празднования Хануки – праздника обновления (Иоанна 10:22). Описанные выше события подтолкнули евреев к духовному пробуждению и к повторному посвящению себя Закону Моисея. Некоторые еврейские писатели взялись за перо, чтобы ободрить своих собратьев и поддержать их в борьбе за политическую независимость Израиля. Апокрифические книги, которые вышли в свет, демонстрируют религиозный энтузиазм авторов и их стремление к укреплению веры в Бога и изучению Божьего Слова. С 142 года по 63 год до нашей эры евреи боролись за свою политическую независимость под предводительством членов семьи Маттафия, называемыми Хасмонеями. Не смотря на очевидный успех Хасмонеев в начале войны, сирийцы не сдавались и продолжали упорно воевать за власть над израильскими землями. В конце концов Иуда Маккавей заключил договор с Римом, что в случае необходимости римляне придут на помощь евреям. Приблизительно через сто лет евреи обратились к Риму за помощью. Помпей – знаменитый римский генерал – принёс мир в Иерусалим и провозгласил Иудею частью Римской провинции. В 37 году до нашей эры Ирод Великий (37-4 годы до н.э.) был поставлен Римской Империей правителем над Израилем (Палестиной). Ирод был римским вассалом, а посему он был ненавидим большинством евреев. После смерти Ирода Великого, его сыновья разделили Палестину на четыре части и воцарились каждый над доставшейся ему территорией. В 66-м году н.э. иудеи снова возмутились против иноземного ига. Под предводительством Зелотов – радикальных борцов за свободу Израиля – евреи начали войну с Римом, окончившуюся для них полным провалом. Эта война привела к разрушению Храма в Иерусалиме в 70-м году и краху Израиля. Данный исторический срез является фоном, на котором возникли Ветхозаветные апокрифические книги. Евреи пытались понять, что Господь Бог пытался им сказать через все эти испытания. Их ожидания и породили ряд апокрифических книг. Ниже приводится список и краткое содержание ветхозаветных апокрифов: 1. Книга пророка Варуха. Эта книга является сборником материалов, написанных в период с 150 до н.э. по 60 до н.э. Время действия разворачивается в период жизни пророка Иеремии и его секретаря (писаря) Варуха – приблизительно в 585году до н.э. Книга обращена к евреям эпохи Хасмонеев (142-63 г. до н.э.). Оригинал был написан на иврите и позже переведён на греческий язык. Книга Варуха содержит в себе письмо (1:1-14), молитву-проповедь (1:15-3:8), песнопение (3:9-4:4) и плач (4:5-5:9). Иерусалим попал в руки врагов, но данная книга провозглашает, что Господь Бог не забудет Свой народ. Красной нитью через всю книгу проходит повторяющийся призыв: «Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от руки врагов» (4:21). Многие богословы считают, что эта книга неоднократно перерабатывалась и была доработана окончательно одним из раввинов после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. 2. Вил и Дракон Эта книга является дополнением (припиской) к ветхозаветной книге Даниила. Она была написана иудеем, жившим в Палестине приблизительно в 50 году до н.э. Автор использовал в своей книге вавилонскую мифологию для того, чтобы провозгласить, что Бог иудеев способен победить любые ухищрения и трюки вавилонских священников, что Он и доказывает через веру пророка Даниила. Даниил демонстрирует вавилонянам, что кроме Всемогущего Бога Израиля нет других богов, и Вила – Бога Вавилона, просто-напросто не существует. Также в этой книге Даниил очень хитрым способом убивает дракона (динозавра). Тем самым автор книги показывает, что люди поклоняются языческим богам только потому, что они обмануты своими священниками. Но только один Бог достоин поклонения, поскольку Он является живым Богом! 3. Екклесиастикус или Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова Эта книга относится к апокрифическим книгам премудрости. Но её нельзя путать с ветхозаветной книгой Екклесиаста (или проповедника). Слово «Екклесиастикус» в переводе с латинского означает «Церковная книга». А название Книги Екклесиаста происходит от греческого слова, означающего «ассамблея» или «собрание». Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова является превосходной поучительной книгой, скомпонованной по урокам. Она затрагивает разнообразные темы, в том числе – веру в Бога Творца и подателя жизни, любовь к мудрости и праведности, добрые дела, а также подчёркивает важность традиций прошлого, законов употребления пищи и вина, говорит об отношении к труду и торговле, учёбе и наставлениям, бедности и богатству, здоровью и болезни. Автор книги – Иисус сын Сираха – иудей, живший в Иерусалиме приблизительно в 190 г. до н.э. Автор Екклесиастикуса в своей книге превозносит израильские традиции, почитая их за канал, через который Божье Слово достигает народа. Эссе, посвящённое великим людям израильской истории, пробуждает в читателе уважение и чувство благодарности к людям, которые своей жизнью делают этот мир более ценным и прекрасным. Книга учит, что праведник имеет награду от Господа, тогда как грешник и неверующий будут наказаны. Последняя 51-я глава книги содержит прекрасную молитву. Книга состоит из 51 главы и заканчивается прекрасной молитвой. 4. Книги Ездры Первая Книга Ездры (в православной Библии – 2-я Ездры) является историческим повествованием, взятым и скомпонованным из трёх Ветхозаветных книг:
Особый интерес в данной книге вызывает рассказ о взаимоотношениях между евреями и самарянами. Посему, Первая книга Езды позволяет читателю проникнуть в тайну конфликта между евреями и самарянами, также упомянутую в Новом Завете во всех четырёх Евангелиях. Другая не менее интересная история, описанная в данной книге – это история о трёх юношах(1 Ездры 3:1-5:6), охранявших персидского царя Дария I (522-486 г. до н.э.). Охранники получили указание написать то, что они почитали самым сильным и могущественным на земле. Их ответы (почему-то четыре вместо трёх) являются превосходным дополнением к еврейской поучительной литературе. Цель и назначение Первой Книги Ездры – подчеркнуть ценность и необходимость поклонения Господу Богу. Скорее всего, книга была написана в Хасмонейский период еврейской истории (приблизительно в 150 г. до н.э.) иудеем зелотом, соблюдающим еврейские традиции поклонения, который данной книгой пытался ободрить своих соотечественников и поощрить их к такому же поклонению Господу. Вторая Книга Ездры (в православной Библии – 3 Ездры), скорее всего, была написана одновременно с новозаветной – приблизительно в 96 году н.э. Автором является палестинский еврей, озадаченный разрушением иерусалимского храма в 70 г. Он не мог понять, как подобное зло может существовать в мире, контролируемом Господом Богом. Слово «Вавилон» во Второй Книге Ездры является закодированным названием Римской империи. По мнению автора, Рим стал злом в 96-100 годах н.э. Данная книга является превосходным примером еврейской апокалиптической литературы. Она чем-то напоминает Новозаветную книгу Откровение Иоанна Богослова: содержит семь страшных апокалиптических видений. Эти откровения являются плачем по разрушенному Иерусалиму и рассуждением о награде для праведных и наказании для беззаконных в конце света. Эта печальная книга пронизана надеждой и уверенностью в то, что Божий народ будет избавлен, поскольку всё находится под контролем Бога, и Его Слово (в письменной форме) никогда не прейдёт. 5. Дополнения к Книге Есфири. Ветхозаветная Книга Есфири не упоминает ни имени Бога, ни каких-либо ритуалов поклонения Богу. Апокрифическое дополнение (приписка) к Книге Есфири, по мнению большинства богословов, было написано с целью показать и особо подчеркнуть целостность и взаимосвязь Книги Есфири с традициями израильской веры. 6. Послание Иеремии Это письмо является проповедью против идолопоклонства. Послание призывает читателя остерегаться идолопоклонства и лжебогов. Дата написания этой книги остаётся неизвестной, но некоторые богословы считают, что книга была написана приблизительно в 541 г. до н.э., тогда как другие богословы утверждают, что книга была написана в период захвата Палестины Римлянами в 63 г. до н.э. Несколько фрагментов послания Иеремии были найдены среди манускриптов Мёртвого моря, обнаруженных в Кумранских пещерах. 7. Книга Иудифи Эта книга содержит одну из самых прекрасных историй среди апокрифических книг. Она повествует о мудрой иудеянке Иудифи, посвятившей себя соблюдению Моисеева Закона. Действие происходит во время правления Навуходоносора – царя Ассирийского. Один из его генералов – Олофери – собирался уничтожить евреев, населявших город Ветилуя, но Иудифь пришла на помощь своим собратьям. Евреи взывали к Богу о помощи в течение пяти дней, которые были в их распоряжении. В противном случае они должны были сдаться (Иудифь 1:1-7:32). Иудифь пошла во вражеский стан и, обезглавив Олофери, принесла его голову евреям. Так евреи были спасены, а ассирийцы в страхе бежали (Иудифь 8:1-16:29). Книга Иудифи обращена к евреям, жившим в период еврейской эпохи разочарования и поражения. Скорее всего, книга была написана в Хасмонейский период израильской истории (142-63 г. до н.э.). Она подчёркивает необходимость быть верным Закону Моисея и верить в силу Бога, способную проявиться в жизни народа Божия. 8. Книги Маккавейские Первая Книга является историей борьбы иудеев под предводительством Хасмонеев в период с 175 по 135 г. до н.э. Иуда Маккавей является главным лидером иудейского сопротивления. Большая часть событий, описанных в книге, происходит в Иерусалиме и его пригородах. Книга содержит пламенные речи, плач и победоносные псалмы. Автором книги, скорее всего является иерусалимский иудей, поддерживавший Маккавейскую революцию и строго соблюдавший Закон Моисея. Некоторые богословы склонны считать, что автором книги является один из членов семьи Маккавеев, писавший ее в течение 103-63 годов до н.э. Лейтмотивом книги является идея о том, что верность Богу и повиновение Закону Моисея является залогом успеха и победы. Вторая Книга Маккавейская состоит из двух основных частей и описывает события, происходившие в Иудеи с 191 по 162 г. до н.э. В каком-то смысле данная книга является прелюдией к Первой Книге Маккавейской. А. Первая часть книги (1:1-2:18) состоит из двух писем. Первое письмо (1:1-10) – послание от евреев из Иерусалима к евреям в Египте, описывающее, каким образом соблюдать Хануку – еврейский праздник очищения Храма, впервые совершённый Иудой Маккавеем в 164 г. до н.э. Второе письмо (1:10-2:18) – послание иерусалимских евреев к Аристовулу – иудейскому учителю в Египет. Оно призывает Аристовула праздновать фестиваль Храма. Б. Вторая часть книги (2:19-15:40) описывает события, происходившие в Иудее в период с 191 по 162 г. до н.э. Книга даёт подробное описание празднование Хануки (10:1-9). Важность данной книги заключается в том, что она учит, что мир был сотворён «из ничего» (7:28) и провозглашает веру в воскресение мёртвых (7:9,14,23,29). В православных неканонических Библиях есть Третья Книга Маккавейская. 9. Молитва Азарии и песня трёх юношей. Эта маленькая книга, состоящая из одной главы, включена в список Апокрифов, поскольку представляет собой дополнение (приписку) к Ветхозаветной Книге пророка Даниила. Она была написана приблизительно в 150 г. до н.э. набожным иудеем, решившим добавить подробности к истории в третьей главе книги Даниила, описывающей, как Седрах, Мисах и Авденаго – три юноши-иудея были брошены в раскалённую печь по приказу Вавилонского царя. Данная книга рассказывает о том, что, находясь в печи, Азария (Авденаго) начал молиться (стихи 1-22). После молитвы все трое начали петь, будучи объяты языками пламени (стихи. 28-68). Их песни являются выдержками из еврейских псалмов. 10. Молитва Манассии Эта апокрифическая книга, состоящая из одной главы, является дополнением (припиской) к ветхозаветной книге – 2 Паралипоменон. Манассия был одним из самых нечестивых царей за всю историю Израиля. Он занимался волхвованием и даже провёл своего сына через огонь, как делали язычники (2 Паралипоменон 33:1-6). После позорного поражения в битве, он раскаялся в своих греха и был прощён Богом (2 Паралипоменон 33:10-13). Молитва Манассии была написана много позже, скорее всего, одним из набожных иудеев, который соединил воедино несколько псалмов и молитв, соделав из них прекрасную молитву покаяния. Ход молитвы соответствует типичному ходу богослужения: взывание к Богу и восхваление Господа (стихи 1-7), покаяние в грехах (стихи 8-12), просьба о прощении (стих 13) и завершающее молитву славословие и благодарение (стихи 14-15). 11. Книга Сюзанны Эта апокрифическая книга является дополнением (припиской) к ветхозаветной книге Пророка Даниила. Книга трагична и полна мудрости. Она написана приблизительно 110-60 г. до н.э. палестинским евреем. Книга повествует о женщине по имени Сюзанна, пережившей насилие со стороны двоих уважаемых членов общества. Её привели в суд и обвинили в прелюбодеянии. Суд приговорил ее к смерти, но Даниил вступился за неё и доказал, что её обвинители были лжесвидетелями. Данная история делает вызов всей системе свидетельствования в еврейском суде в 1 веке нашей эры. Книга Сюзанны играет важную историческую роль, поскольку проливает свет на ведение судебных процессов среди евреев того времени, а также свидетельствует о том, как происходил сбор фактов при опросе свидетелей. 12. Книга Товита Эта книга является повествованием о Товите – иудее, захваченном в плен в Ниневии, столице Ассирии, после поражения Израиля в 722 г. до н.э. Товит был евреем, тщательно соблюдавшим Закон Моисея, на долю которого выпали серьёзные испытания. Однажды ночью он ослеп, после того, как ему в глаза попал помёт ласточки. Бог услышал молитвы Товита и Сары – еврейки, жившей на востоке Вавилона или Мидии. Через Товию – сына Товита – и ангела Рафаила, которых Бог послал им в помощь, Господь освободил Товита и Сару. История имеет счастливый конец: Товия женится на Саре и побеждает демона по имени Асмодей. Товит через 8 лет прозревает. Книга Товит была написана с целью показать роль поста и молитвы в жизни людей, верных Богу. Она учит, что ради спасения людей Бог вмешивается в ход человеческой истории при помощи своих ангелов. 13. Книга Премудрости Соломона Эта книга, как и апокрифическая книга «Екклесиастикус», или «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова», по своему содержанию напоминает Ветхозаветную книгу «Притчи Соломона. Она также относится к разряду поучительных книг и содержит практические поучения на каждый день. «Книга Премудрости Соломона» названа в честь великого израильского царя – Царя Соломона, который правил Израилем в период с 970 по 931 г. до н.э. Соломон является образцом подражания для всех мудрых сердцем, следующих его мудрым советам и примеру. Многие мудрые высказывания и афоризмы были написаны после смерти Соломона, но их авторство приписано ему, как и авторство Книги Премудрости Соломона. Данная книга была написана в промежутке между 100 и 50 годами г. до н.э. Книга Премудрости Соломона затрагивает разные темы:
II. НОВОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ. Новозаветные апокрифы состоят из книг, по содержанию сходных с книгами Нового Завета. Тем не менее, эти книги не являются частью Нового Завета. Данные книги были написаны под влиянием философии и религии того города и тех народов, откуда родом был автор той или иной апокрифической книги. Некоторые апокрифические Евангелия были написаны с целью заместить и вытеснить Евангелия Нового Завета, однако были своевременно выявлены первоапостольской Церковью (служителями) и признаны лживыми или псевдоевангелиями. Некоторые из ранних новозаветных апокрифов содержат истории и легенды, цель которых – восполнить недостающую в Новом Завете информацию об Иисусе и Его учениках. 1. Первая группа новозаветных апокрифов: дополнения. К ней относятся апокрифы, являющиеся попыткой восстановить детали детства Иисуса Христа. Например, Протоевангелие Иакова и Евангелие от Фомы. Также к этой группе апокрифов относятся описания того, как Иисус воскрес (Евангелие от Петра). Иными словами, данные апокрифы пытаются дополнить уже имеющиеся новозаветные повествования. 2. Вторая группа новозаветных апокрифов – собрание книг, цель которых более подробно объяснить известные нам 4 Евангелия. Например, Евангелие египтян, Евангелие истины, Евангелие двенадцати, Евангелие от Филиппа, Евангелие Иуды, Евангелие Варфоломея, Евангелие от Марии, Евангелие Никодима и Вопросы Варфоломея. Это только несколько из 59 известных на сегодняшний день новозаветных апокрифов. 3. Третья группа новозаветных апокрифов – собрание книг, которые являются вариациями на новозаветную книгу Деяния Святых Апостолов. Данные апокрифические книги содержат рассказы об апостолах, которые, якобы, написаны самими апостолами во втором и третьем веках нашей эры. Например, Деяния Иоанна, Деяния Петра, Деяния Павла, Деяния Андрея и Деяния Фомы. Деяние Иоанна, к примеру, повествует об апостоле Иоанне и его путешествии из Иерусалима в Рим, а также о его заключении на острове Патмос (упоминание о котором находится в Откровении 1:9). 4. Четвёртая группа новозаветных апокрифов – книги апокалиптического содержания. Новозаветная книга «Откровение» вдохновила и подтолкнула христиан первых веков к написанию книг схожего содержания. Одной из самых популярных апокрифических книг апокалиптического содержания является Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла и Апокалипсис Фомы. Поскольку эти книги в большей степени затрагивают вопросы жизни после смерти и о наказании грешников после смерти, то данные апокрифы позволили богословам составить ясную картину представлений первых христиан о рае и аде. Не смотря на то, что многие апокрифические книги являются весьма интересными и информативными, всё же они не являются Богодухновенными книгами Нового Завета. Они не подходят под новозаветный канон по множеству причин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Слово «Апокрифа» переводится с греческого как «сокрытый» или «тайный». Таким образом, так называемые апокрифические книги претендуют на секретность и таинственность. Данное название подразумевает, что апокрифические книги являются ничем иным как редчайшими находками книг скрывающими в себе тайны Священного Писания, понимание которых открыто ограниченному количеству людей. Библия опровергает подобные инсинуации. Библия учит, что все тайны и сокровища премудрости сокрыты не в апокрифах, а во Христе: Колоссянам 2:1-3 «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». Кроме того, Библия учит, что нам – христианам – доверено «вернейшее пророческое слово» в виде Библии – Богодухновенного Писания: 2 Петра 1:19-21 «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Римско-католическая и Православная церкви включили в состав своих библий некоторые апокрифические книги. Часто ветхозаветные апокрифы, входящие в состав их библий, называются Второканоническими книгами. Эти книги были написаны в промежуточную эпоху – между Ветхим и Новым Заветами. Евреи всегда с уважением относились к Второканоническим книгам, но никогда не считали их частью Еврейской Библии. Первоапостольская церковь также была против причисления апокрифических книг к числу Богодухновенных книг Священного Писания. Самым серьёзным аргументом против апокрифических книг является факт, что Новый Завет ни разу не упоминает и не ссылается ни на одну из этих книг. Апокрифические (Второканонические) книги содержат учение, которое не только не является истиной, но и зачастую даже не соответствует исторической действительности. Однако Римско-католическая Церковь (подобно Православной церкви) официально ввела Апокрифы в состав своей библии, поскольку они поддерживают некоторые аспекты учения и ритуалы Католической церкви, которые расходятся с чистым Библейским учением. В заключении, позвольте подвести итог и кратко ответить на вопрос, почему апокрифы не включены в состав Библии. Во-первых, апокрифы не являются Богодухновенными книгами, то есть они написаны не Богом, а людьми по их собственному желанию и инициативе, а не под водительством Святого Духа. Во-вторых, они не являются Божественной истиной. Некоторые вещи, описанные в Апокрифах, не противоречат истине. Однако, читая апокрифические книги, нам необходимо относиться к ним как к историческим документам, а не как к Богодухновенному Слову живого Бога. В-третьих, в апокрифах нет необходимости: Господь через Божьих людей – свои избранные сосуды – поведал в Своём Слове всё, что нам необходимо знать о спасении и вечной жизни. Обратите внимание на слова Апостола Иоанна, которыми он завершает своё Евангелие: Иоанна 21:25 «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Иоанн свидетельствует о том, что об Иисусе и о Его великих чудесах и учении, свидетелем и очевидцем которых были ученики Христа, можно было написать столько книг, что и весь мир не смог бы их вместить. Тем не менее, эти книги не были написаны!!! Почему? Да потому что в них не было и нет необходимости. Жизнью и практикой доказано, что чудеса отнюдь не приближают людей к Богу. Бог не позволил, чтобы Евангелия содержали большее количество чудес Христа, чтобы не сместить фокус с Благой вести – вести о спасении человечества через драгоценную жертву Иисуса Христа на кресте. Некоторые ошибочно полагают, что апокрифы являются Богодухновенными книгами. Но посудите сами, к чему Господу вдохновлять кого-то к написанию апокрифов, если Он не позволил Своим ученикам описывать все чудеса Христа и не побудил их написать большее количество книг, которые бы вошли в состав Нового Завета? _____________ В статье использованы материалы Библейского иллюстрированного словаря Нельсона Скачать статью в формате pdf
|
|
|