Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Статьи

  Воскресные дискуссии

Шестая заповедь
Серия бесед о Десяти заповедях


    I. ВВЕДЕНИЕ:

   "Не убивай" - Исход 20:13

    A. Значение еврейского слова "Rasah" (to kill/murder) = убивать.

   Это слово имеет несколько оттенков убийства:
  • Преднамеренное убийство: 3 Царств 21:19 "так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в наследство?"
  • Непреднамеренное убийство: Второзаконие 4:41-42 "Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения".
  • Наказание убийцы: Числа 35:30 "Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть".

       Самое лучшее определение этому слову будет следующее: "акт насилия над человеком из ненависти, личной выгоды, гнева, заблуждения, ошибки или по какой-то другой причине, результатом которого стала смерть этого человека".


        Б. КАК НОВЫЙ ЗАВЕТ ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ?

       Иисус очень доходчиво объяснил глубину этой заповеди: не убивай.
       Матфея 5:21-24 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака', подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
       1 Иоанна 3:15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
       1 Тимофею 1:9-11 …Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.


        II. СВЯТОСТЬ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЗНИ:

        В основе шестой заповеди лежит концепция святости, ценности и неприкосновенности человеческой жизни:

        A. Почему человеческая жизнь так ценна и неприкосновенна?
       Человеческая жизнь ценна потому что:
         1) Жизнь человека принадлежит Богу.
            Она является:
                  - Божьим творением
                  - Божьей собственностью.
            Только Он имеет право распоряжаться человеческой жизнью.

          2) Человеческая жизнь ценна потому, что каждый человек был сотворён по образу
               и подобию Божию. Убивать человека - значит разрушать Божий облик.


        Б. Убийство - это уничтожение Божьего Творения:
       Убийство это акт обратный акту сотворения. Человек - это часть Божьего творения. Бог сотворил человека и вдунул в него дыхание жизни. А убийца лишает человека жизни, уничтожая Божье творение.

       В Бытие 4:10 Бог сказал Каину, убившему своего брата: "Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли".

    • "Голос крови от земли"! (Земля - это тоже Божье творение. Таким образом, творение Божье выступает свидетелем против убийц)
    • Убийца убивает человека, личность. И в нём он убивает его будущих детей, внуков, дело его рук и достижения, которые он не успел сделать.
    • Убийство является преступлением против всего человечества!

        В. Убийство это узурпация Божьих прав на владение человеческой жизнью.
       Узурпация - это незаконный захват власти. Так вот, убийство это незаконный захват или присвоение Божьих прав на владение человеческой жизнью.

       Человеческая жизнь принадлежит её Творцу. Убийца же, лишая человека жизни, присваивает себе право распоряжаться человеческой жизнью и решать: жить ему или нет.

        Г. Убийство является хулой на Бога
           - потому что оно уничтожает творение Бога, созданное по Его облику и подобию.
           - потому что убийца выступает в роли Бога и Судьи.


        III. ПРИМЕРЫ УБИЙСТВА:

       Теперь давайте задумаемся над самыми распространенными видами убийства, помимо обычного убийства человека человеком:

        A. Самоубийство:
       В древнем Израиле не было особо стоящего закона о самоубийстве, потому что самоубийство подпадало под категорию человекоубийства. В противовес языческой философии и практике, евреи высоко ценили и уважали человеческую жизнь. Лишение самого себя жизни являлось полной деградацией личности и считалось сатанизмом, бесовством и крайней степенью одержимости. Только проклятые из проклятых могли прийти к такому концу. Библейскими примерами этому могут служить царь Савл и Иуда Искариот, предавший Иисуса:
       1 Царств 31:4-6 И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним. Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе.
       Матфея 27:5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.


        Наша жизнь принадлежит Богу. Он один решает, когда ее остановить.


         Вопрос для размышления: Грехом против кого является самоубийство?


        Б. Государственная система наказания смертью:
    В соответствии с Божьим Законом, Израильское государство в Ветхозаветные времена должно было наказывать смертью людей, не повиновавшихся Закону Бога. Но подобное наказание имело цель восстановить Божий порядок вещей. И поэтому оно считалось не уничтожение Божьего творения, а восстановлением Божьего порядка вещей в Его творении по Божьим законам и заповедям.
       Исход 21:12-15 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежатьубийце; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

    Исход 22:18-20 Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.

    Римлянам 13:3-4 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

         Вопросы для размышления:
         - Может ли государственная система наказания смертью быть оправдана?
         - Может ли безбожное государство использовать систему наказания смертью
           в качестве восстановления Божьего порядка вещей?


        В. Евтаназия
       Евтаназия это добровольное соглашение с врачом о лишении жизни неизлечимо больного. Или же, другими словами, обращение к врачам с просьбой отключить жизненное обеспечение.

         Вопросы для размышления: Можем ли мы:
         - Самостоятельно решать, прекратить нам свою жизнь или жизнь родственника?
         - Заставлять или просить другого человека лишить нас жизни?
         - Как мы можем знать, есть на это воля Божья или нет?


        Г. Война
       Аргументы, которые используются в защиту убийства во время войны:
         - Самозащита.
         - Восстановление Божьего порядка вещей и законов.

        Вопросы для размышления:
         - Существует ли что-то, что может оправдать войну?
         - Насколько испорчен должен быть мир, чтобы война за восстановление Божьего
           порядка вещей и законов в мире была оправданна.
         - Мы призваны противостоять злу и разврату. Является ли пролитие крови
           необходимым условием противостояния злу? Почему? Как мы можем быть
           уверены, что лучшей альтернативы пролитию крови не существует?
         - Чья кровь в большинстве случаев противостояния злу проливается?

    Бытие 9:6 Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.
    Матфея 26:52 …ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.


        Д. Аборты
       Дебаты вокруг абортов крутятся вокруг одного вопроса: "Кто есть человек, и когда он становится живым?"

       В Библии говорится: "Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Псалтирь 138:15-16). Не говорит ли этот стих о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия?

       Теперь обратите внимание на следующий библейский стих:
    Исход 21:22-23 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу.
       В этом стихе говорится, что если беременную женщину ударит один из дерущихся, и она родит прежде времени (в оригинале так и написано: не "выкинет", а "родит прежде времени"), то если ни ребенок, ни мать не пострадают, то ударивший должен будет только заплатить за моральный ущерб. Но если либо ребенок, либо мать лишатся жизни (это скрывается под словами "а если будет вред"), то убивший должен поплатиться жизнью.
       Таким образом, получается, что неродившийся ребенок в глазах Бога является полноценным человеком.

       Далее, в следующем стихе говорится о Деве Марии, к которой пришел ангел возвестить, что она зачнет от Святого Духа и рождённое ею наречётся Сыном Божьим. Обратите внимание на то, что плод называется Сыном, а не фетусом: Матфея 1:23 …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. В оригинале сказано: "се, дева будет с Сыном (а не бездушным плодом) во чреве, и родит Его, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог."


        IV. СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ, ГРОЗЯЩЕМУ ЖИЗНИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

        A. Уважение и любовь к ближнему требует от нас противостояние или сопротивление злу и развращению.
       Кальвин так описывал позитивное применение шестой заповеди, которое заключается не только в не убиении ближнего, но и защите жизни ближнего от любого проявления зла: "Нам необходимо не только жить в мире с людьми…но также помогать, насколько хватит наших сил, униженным и незаслуженно оскорблённым, и должны противостоять злым и развращенным людям в их стремлении обидеть ближнего."

        Б. Непротивление злу само по себе является злом:
       Вспомните поговорку: "зло в мире совершается с нашего молчаливого согласия".


        V. ЯВЛЯЕМСЯ ЛИ МЫ ВСЕ УБИЙЦАМИ?

        A. В соответствие с учением Нового Завета:
         Вот что Новый Завет говорит о шестой заповеди:
        * Матфея 5:21-24 учит, что гнев и злословие является убийством.
        * 1 Иоанна 3:15 учит, что ненависть является убийством.

       Б. Более глубокое понимание Шестой Заповеди:
        - Обычно шестая заповедь понимается всеми как запрет: Не делай ничего, что влечет за собой разрушение человеческой личности, духа или жизни.

       - Однако, существует также и "позитивная" трактовка шестой заповеди: Не только не убивай, но созидай! Что это значит? Это означает, что мы должны всячески содействовать созиданию и развитию человеческой личности, его духа и жизни. Об этом свидетельствуют многие стихи Священного Писания:
       Евреям 3:13 Но наставляйте (в оригинале: "ободряйте") друг друга каждый день, доколе можно говорить: `ныне', чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
       Евреям 10:25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать (в оригинале: "ободряйте") друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
       1 Фессалоникийцам 5:11 Посему увещевайте (в оригинале: "ободряйте") друг друга и назидайте (в оригинале: "созидайте") один другого, как вы и делаете.


        Каким образом мы можем созидать и укреплять друг друга?

       1 Фессалоникийцам 5:12-15 (обратите внимание на глаголы) Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.



         Скачать всю статью в формате word


         Рекомендуем также прочитать следующие статьи:

         Назад









  •