Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
10/10/2012 23:00:26
Статьи

  По следам дискуссий

Православие: Церковь или секта?
краткий конспект одноимённой дискуссии


   Как говорилось ранее (см. статью «Что такое секта?»), сектой называется такая религиозная группа, богословское учение которой расходится с учением Библии по трём вопросам:
      - По вопросу авторитетного источника,
      - По вопросу о личности Иисуса Христа, и
      - По вопросу о спасении души.

   Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть теологию (богословское учение) Православной церкви в рамках трёх критических вопросов, по ответам на которые можно сделать заключение о любой религиозной группе касательно того, является она христианской церковью или сектой.


   I. ВОПРОС ОБ АВТОРИТЕТНОМ ИСТОЧНИКЕ (Отношение к Библии)

   Истинные последователи учения Христа принимают Священное Писание (Библию) целиком и полностью, таким как Оно есть – непогрешимое и неизменное Слово Божье. Они ничего не добавляют к Библии и ничего от неё не убавляют. Библия является единственным авторитетным источником христиан.

   Отклонения Православия от истины по этому вопросу:

    1. Апокрифы считаются богодухновенным писанием.
   Православная церковь признаёт 66 книг Ветхого и Нового Завета богодухновенным Словом Бога. Однако вместе с этим и Апокрифические книги расцениваются, как навеянное Богом откровение.

    2. Собственные авторитетные источники (дополнительные писания)
   По вопросу о высшем авторитете все три ветви христианства (католицизм, православие и протестантизм) едины во мнении, так же как и в отношении богодухновенности Ветхого и Нового Заветов. Вместе с этим католицизм и православие кроме Библии обращаются еще к собственным авторитетным источникам – апокрифам, писаниям святых, великомучеников, священников и т.д. и т.п.

    3. Приравнивание церковных традиций и «преданий» к Божьему Слову.
   Православие учит, что церковные традиции столь же авторитетны, как и Писание. По мнению сторонников православия, вы не можете быть православным христианином, если вы считаете Библию единственным авторитетным источником и не относитесь с таким же почтением и трепетом к каким-либо другим писаниям и свидетельствам святых.


   II. ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА

   Библия учит, что Иисус Христос есть Бог во плоти (1 Тимофею 3:16). Насколько нам известно, Православие не отрицает божественности Иисуса Христа.
   Однако, рассматривая данную религиозную группу, будет уместным поговорить об её отношении к Господу Богу и к Его Заповедям.

   Отклонения Православия от истины по этому вопросу:

    1. Нарушение 1-й заповеди: Поклонение единому Богу. Исход 20:3 и Второзаконие 5:7 «…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
   Православные поклоняются не только Богу Творцу, но и Его творению (Деве Марии, Иоанну Крестителю, апостолам и другим святым, а также их мощам).

   А. Против этого предупреждает Ветхий Завет: Второзаконие 6:4-5 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Второзаконие 6:13-15 «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли».

   Б. Новый Завет запрещает поклоняться творению вместо Творца:
  • Иисус цитировал 1-ю Заповедь Закона Божия: Матфея 4:10 «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
  • Господь Иисус учил Своих учеников не принимать славы и поклонения от людей: Лука 17:10 «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
  • Апостол Иоанн предупреждал: 1 Иоанна 5:21 «Дети! храните себя от идолов».
  • Ученики Христа не принимали поклонения людей: Деяния 14:8-15. Это история о том, как Павел и Варнава исцелили хромого в Листре, и люди хотели, было, принести им жертвы в знак поклонения. Вот что им ответили апостолы: Деяния 14:14-15 «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них». Деяния 10:25-26 «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек».

   Православие поощряет людей молиться святым. А, как вам известно, молитва является неотъемлемой частью поклонения. Господь Иисус оставил учение о том, как и к кому обращать наши молитвы. Бог – единственное лицо, к которому мы должны обращаться с молитвенными просьбами. Иисус учил, что …

   А. Мы должны молиться Небесному Отцу: Матфея 6:6 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Матфея 6:9 «Молитесь же так: Отче наш... » Матфея 7:11 «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».

   Б. Мы должны молиться во имя Иисуса Христа: Иоанна 14:13-14 «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Иоанна 16:23-24 «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».
   Нигде в Библии нет ни единого места, которое бы оправдывала молитвы, обращенные к кому-то иному, чем Господу Богу. Молитвы святым – является проявлением языческого (в частности, греко-римского) многобожия.

   Слово Божье запрещает поклоняться кому-то кроме Господа Бога. Поэтому молиться святым, просить у них помощи, защиты или покровительства – это то же самое, что идолопоклонство.

   Что же касается вопроса о святых, то да будет вам известно, что святые – это люди, избранные Господом Богом для особого служения. Так, например,
  • Иоанн Креститель является святым, потому что Господь избрал его для особого служения – быть предтечей перед первым приходом Христа на землю.
  • Дева Мария является святой, потому что была избрана Господом для особой миссии – быть матерью Иисуса Христа – Бога во плоти.
  • Апостолы – ученики Христа – являются святыми, потому что избраны Господом для особого служения - распространять в мире Благую Весть об Иисусе Христе.
  • Однако не нужно забывать и то, что Слово Божье называет каждого христианина святым, то есть отделённым от этого мира для жизни и служения Богу. Христиане являются святыми людьми, которые отделены от грешного и развращённого мира верой в Иисуса Христа: 1 Петра 2:9-10 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».

   Кроме того, Господь Иисус учил, чтобы мы никого не называли духовным отцом, кроме Бога: Матфея 21:9-10 «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». В дополнение к этому, Новый Завет учит, что Иисус Христос – единственный посредник между Богом и человеком: 1 Тимофею 2:5-6 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».
   Православная церковь пренебрегает этим учением, позволяя своим священникам назваться «отцами», выполняя роль посредников между Богом и человеком. Иными словами, православная церковь не только одобряет, но и пропагандирует учение и практику, которая осуждается Богом и Священным Писанием.

    2. Нарушение 2-й заповеди: Поклонение изображениям.
  Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». То же самое записано во Второзаконии 5:8-10.
   Иконопочитание и поклонение крестам и разнообразным «святым» или освящённым предметам является прямым нарушением второй заповеди.

   Откуда взялась подобная практика в православии? Поклонение ликам святых, иконам и изображениям богов – является смесью языческих и христианских традиций. Как вам известно, греки до христианизации были язычниками. Их религией было многобожие. Подобно римлянам, греки поклонялись многочисленным божествам, их детям, великим философам, а также победителям олимпийских игр. Об их кумирах мы узнаём по сохранившимся многочисленным изображениям и статуям, которые создавались в их честь и в знак почитания и поклонения. Это было в крови у греков и римлян, и с успехом перешло «по наследству» римскому (католицизм) и греческому (православие) христианству. Русская православная церковь, не задумываясь, переняла подобную практику у греческой православной церкви – матери русского православия.

    3. Наряды и обряды (отпевания, свечи, крестные ходы)…
   Это является частичным заимствованием Ветхозаветной практики поклонения Богу и порядков, данных Богом левитам (священникам Ветхого Завета и служителями при храме).
   Обряды занимают важную часть православного богослужения. Не будем углубляться во все обряды, перечислим лишь некоторые: обряд целования руки (превознесение церковнослужителей); зажигание свечей; крестные ходы; кропление и освящение святой водой; целование Библии креста и каждение… Обрядность, в которой погрязла православная церковь, создаёт видимость нагромождения религиозных действий, к которым Священное Писание христиан не призывает.
   Как православные оправдываются: «Никакое Богослужение не может быть проведено без использования обряда. Эти чинопоследования создают особый настрой, необходимый для обращения к Богу. То есть, обряды - это одно из средств, помогающих нам настроить себя на молитву и приблизиться к Богу. И о Православной Церкви нельзя никак сказать, что она погрязла в обрядах. Просто она имеет богатый опыт духовной жизни, переданный нам многими подвижниками благочестия, и она бережно хранит этот опыт, и мы все имеем возможность прибегать к этой сокровищнице и черпать из нее мудрость и силы, необходимые нам на пути спасения» (Андрей Троицкий – Православный христианин).
   Духовная жизнь и ритуалы – две разные вещи, не имеющие ничего общего. Господь, согласно Евангелию от Иоанна, ищет таких поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и истине, а не при помощи обрядов и ритуалов.
   И как бы люди не оправдывались, а Господь Бог Сам определяет, какого поклонения Он ждёт от каждого из нас Иоанна 4:23-24 «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».


   III. ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ СПАСЕНИЯ ДУШИ:

   Спасение – есть безвозмездный Божий дар всякому, признающему Иисуса Христа Господом Богом и Спасителем, умершим за наши грехи на кресте. Спасение невозможно купить, заслужить или заработать. Этот дар можно приобрести только верой: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

   Отклонения Православия от истины по этому вопросу:

    1. Учение о чистилище.
   Православие придерживается учения о мытарствах души, или о чистилище, - месте, где душа имеет второй шанс сделать выбор: принять или отвергнуть Бога. Однако Священное Писание свидетельствует об обратном:
  • Библия учит, что после смерти душу ожидает одно из двух мест: Рай (вечность с Богом) или Ад (вечность без Бога). Третьего не дано: Иоанн 5:28-29 «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».
  • Библия учит, что после смерти человек сразу же попадает на Божий суд: Евреям 9:27 «И как человеку положено однажды умереть, а потом – суд».
  • Библия учит, что неверующий в Иисуса Христа и Его искупительную жертву, осуждён уже при жизни: Иоанна 3:17-18 «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

    2. Учение о том, что после смерти можно изменить свою судьбу, касающуюся вечной жизни или смерти (родственники или друзья могут отмолить или откупить душу умершего, чтобы он не попал в Ад).
  • Притча/история о богаче и Лазаре (Лука 16:19-31) опровергает эту идею полностью и окончательно, т.к. свидетельствует о том, что после смерти ничего изменить уже будет нельзя (ни пожертвованиями, ни поставленными свечами, ни отпеваниями, ни молебнами): Лука 16:25-26 «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
  • Галатам 6:7-8 «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

   Всё вышеперечисленное подталкивает нас к выводу о том, что Православная Церковь является сектой. При этом не стоит забывать, что мы рассмотрели только теологическое учение данной религиозной группы, и не затронули социально-психологический фактор (каким образом осуществляется руководство и контроль в этой религиозной организации).
   При близком же рассмотрении данного вопроса становится ясным, что Православная церковь – ни что иное, как секта, существующая (подобно Мормонам и Свидетелям Иеговы) за счёт государственной поддержки и финансирования.

   Многие из нас когда-то были или считали себя Православными. Но нужно помнить, что Православие – лишь первый шаг к познанию истинного живого Бога и к налаживанию взаимоотношений со своим Великим Творцом. В детстве мы все падали, когда учились ходить. Аналогичным образом никому не удаётся избежать падений, когда он учится ходить по духовной стезе. Но наступает время (и настало уже) научиться твёрдо стоять на своих духовных ногах и отличать истину от лжи. Сегодня для вас пришло время вылезти из коротких штанишек Православия. Да поможет вам Господь!



     Скачать статью в формате pdf



   Другие статьи о сектах:
   Рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:

     Назад