Discussion Club Logo Библейский дискуссионный клуб!


В интернете с октября 2003г.
webmaster

Обновлено:
Электронная библиотека клуба

«Как возник наш мир»
У. Дж. Гладсхауэр



ГЛАВА 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ



   Астрология

   Со времен начала своего существования на земле люди задавались вопросом о предназначении многочисленных светил на небосводе: звезд, планет, Солнца и Луны. Уже с незапамятных времен египтяне, китайцы и вавилоняне стали делить небосвод на двенадцать частей. Каждая из этих частей получила свое название: Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог и т.д., кончая Львом (пояс Зодиака). Зодиак, цепь двенадцати созвездий на небосводе, совпадал с путем, который за год проделывает Солнце (если смотреть с Земли). Хотя сегодня отсчет часто начинается с Козерога, в античности он, по-видимому, начинался с Девы и кончался Львом. Это можно увидеть в храмах Дендеры и Эсны, где между знаками Льва и Девы изображен сфинкс: наполовину лев, наполовину дева. Деление небосвода облегчало запись астрономических наблюдений. Деление на двенадцать созвездий привело к делению года на двенадцать месяцев, потому что Солнце примерно за четыре недели переходит в следующее созвездие. К тому же месяц примерно соответствовал периоду обращения Луны, отсюда и родство в их названиях.
   Но небесные светила использовались не только для деления времени на годы, месяцы, недели и дни. Люди начали поклоняться светилам и пытались угадать по ним будущее. Гадание по звездам, или астрология, существует с глубокой древности. Уже вскоре после потопа Солнце, Луна, планеты и звезды были возведены людьми в ранг божеств, управляющих судьбой человечества. Вполне вероятно, что Вавилонская башня, описанная в книге Бытия, главе 11, была "циккуратом": семиступенчатой пирамидой, ступени которой символизировали семь известных в то время планет, и закругленной вершиной с изображенными на ней символами двенадцати созвездий Зодиака. То есть, возможно, это была башня не "высотой до неба", а "с небом на вершине", во все стороны от которой должны были расселяться люди. Наряду с культом богини Луны на Ближнем Востоке получил сильное распространение культ Солнца. В Египте бога Солнца называли Ра часто его изображали как человека с соколиной головой. Ему был посвящен город Илиополь. Иногда Ра изображали в союзе с другими богами, например, с богом города Фивы Амоном.
   Во время 18-й династии фараонов в египетском культе Солнца произошли коренные перемены. Самыми известными фараонами этой династии были Аменхотеп и Тутмос, в эти же времена правила и царица Хатшепсут (подробнее об этом см. в третьей книге этой серии – "Как возник Израиль"). Во время правления фараона Аменхотепа IV, или Эхнатона IV, культ Амона-Ра сменяется культом Атона. Фараон сменяет свое собственное имя на Эхнатон, то есть "благоволящий Атону". Он покидает Фивы, традиционный центр поклонения Амону, и основывает новый город, названный им Ахет-Атон – "Страна света Атона". Это сегодняшний город Тель-Эль-Амарна. Там жил фараон со своей прекрасной женой Нефертити.
   Но поклонение Атону продолжалось недолго. Сын правящей четы, Тут-Энх-Атон, изменил свое имя на Тут-Энх-Амон и вернулся в Фивы. Будучи незначительным правителем, этот фараон известен тем, что его гробница со множеством сокровищ той эпохи сохранилась неразграбленной. На стенах гробницы одного из приближенных Эхнатона был найден великий гимн богу Атону. Этот гимн приводится здесь в сравнении со 103-им Псалмом Давида.


Гимн Атону

   Если ты (Атон) нисходишь на западе неба, то земля темна как смерть.
   Львы выходят из убежищ своих, и змеи жалят...
   При наступлении утра, когда ты восходишь на горизонте, чтобы днем светить нам как Атон, ты изгоняешь тьму и даришь нам свои лучи...
   Вся земля начинает работу, скот доволен на лугах своих, деревья и растения цветут, птицы вылетают из своих гнезд. Их крылья распростерты для прославления твоего духа. Все звери стоят на лапах своих, все, что летает и садится: они оживают, если ты являешься им.
   Сколько дел твоих (Атон), они скрыты от лица людей. О, единый бог, которому нет равных, ты сотворил мир по своему желанию, когда был один.
   Все имеют пропитание, и дни их сочтены.
   Ты, Атон дня, велик в величии своем, ты даешь жизнь и далеким странам, потому что ты сотворил великий Нил на небесах, чтобы он стекал и давал горам потоки вод.
Псалом 103

  Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад.
  Ты простираешь тьму, и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче (ст. 19-20).
  Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека (ст. 10-14).
  Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих (ст. 24).
  Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Скроешь лицо Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются (ст. 27-29).
  Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды (ст. 5-6).

  Отрывки из гимна Атону взяты из книги "Tell El-Amama and the Bible", Charles R Pfeiffer.

   Как мы видим, между двумя гимнами существует поразительное сходство, но это и неудивительно для гимна творения. Но есть и коренное различие. Для Израиля Господь – творец неба и земли, то есть и творец солнца, луны и звезд. Но в гимне Атону бог, повелевающий миром, сам является частью творения. Атон здесь то же самое, что и Амон, солнце. Но Израиль знал, что солнце – не что иное, как часть творения, лишенный собственной воли кусок материи в руке Божьей. "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь... Он поставил (в небесах) жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще. От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его" (Псалом 18:1-7).
   Некоторые исследователи, находясь под впечатлением монотеистического культа Эхнатона, на основании 103-го Псалма даже утверждали, что Моисей развил монотеистическую религию Израиля из монотеизма Эхнатона. К таким предположениям можно прийти разве что через распространенный метод датирования событий древности, но в третьей книге этой серии мы покажем, что есть веские свидетельства в пользу того, что Эхнатон жил на несколько столетий позже Моисея. К тому же сомнительно, что 103-й Псалом написан Моисеем. Но самое главное: Моисей не "изобретал" монотеистической религии для Израиля. Вера в единого Бога, творца неба и земли, была известна предкам израильтян уже в течение тысячелетий (см. первую книгу этой серии -"Как возникла Библия"). Это означает, что существовал народ, не перенявший культ поклонения небесным светилам – это израильский народ, евреи. Насколько очевидным было для Израиля, что творец всего сущего – Бог, а не боги Солнца или Луны, видно из первой главы книги Бытия: свет был сотворен в первый день Божьей недели творения.
   Лишь на четвертый день Бог сотворил Солнце, Луну и звезды, и поэтому для израильтян было совершенно очевидно, что небесные тела – не боги и что сам Бог является источником света и жизни. Даже названия "солнце" и "луна" не употреблены в описании творения: нам сказано лишь о "светиле малом" и "светиле большом".
   Поэтому Библия запрещает занятия астрологией. Есть лишь Один, держащий в Своих руках будущее, лишь на Него могут надеяться люди: это Яхве, Господь (Второзаконие 18:9-14; Исаия 8:19-20 и 47:12-15).
   Читающий Библию найдет также упоминание о Слове Божьем, сотворившем мир и поддерживающем его: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоанн 1:1-4, см. также Колоссянам 1:15-20). Иисус Христос есть это Слово и тем самым и источник света и жизни. Он есть творящее Слово. Все сотворено Богом-Отцом (1 Коринфянам 8:6) - Его Духом, который витал над водами. В первой главе Библии Бог (Отец, Сын и Дух Святой) творит все сущее.

   Другие представления о происхождении мира

   "В начале сотворил Бог небо и землю" (Бытие 1:1). Это противоречит многочисленным мнениям, вкравшимся с течением столетий в наши умы. Например, эти слова противоречат представлениям древних греков, согласно которым пространство и материя существуют вечно. Древнегреческие философы не могли себе представить начала этого мира или его сотворение из ничего. Слова Библии также поразительно отличаются от легенд древних египтян. Египтяне имели четыре различных легенды о происхождении мира, например, через бога Та-Цьена и первобытную гору возле Мемфиса (1). Вторая – о Атуме, творце, первом из богов, родина которого – город Илиополь. С ним связана и мысль о витавшем когда-то в пустом пространстве гигантском яйце, из которого потом вылупился мир. Это яйцо должно было быть снесено большим гусем, так называемым "великим кукарекателем", который отождествляется с Атумом (2). Далее, в древнеегипетских легендах есть еще Неферта, богиня лотоса (З), и Птах, творящий мир мыслью и словом (4). Оба этих последних представления происходят опять-таки из Мемфиса.
   В Библии мы не встречаем никаких следов ни этих египетских легенд, ни вавилонских. Вавилоняне и ассирийцы, вероятно, переняли свои представления о происхождении мира у шумеров, живших за несколько тысяч лет до н.э. в Междуречье. Шумерская цивилизация была очень высокоразвитой, и семитские завоеватели многое переняли от нее. Важнейшими шумерскими богами были Энлил, Энки и АН, у вавилонян они позже назывались Энлил, Эа и Ану. Вавилонские предания о сотворении мира дошли до нас на семи глиняных табличках, каждая из которых содержит от 125 до 160 строк. Это предание называется Энума Элиш ("тогда наверху", по начальным буквам). Таблички датируются 9-м веком до н.э., но эти мифы, конечно, намного древнее. Но в Библии мы не находим ничего похожего на многобожие и аморальность вавилонского мифа о сотворении мира. Не находим мы в Библии и древнеиндийских преданий. Мы имеем в виду прежде всего четыре веды ("знания"), возникших около 1250 г. до н.э., с их представлениями о первоматерии и различных богах: Агни, боге огня, и Сарвитаре, боге Солнца. В Библии отсутствуют также какие бы то ни были намеки на существование свое-го рода супружеской пары богов – небесного отца и матери-земли. Не находим мы в ней и чего-нибудь сравнимого с богом Прадчапати, который как золотой зародыш плавал в первобытном океане. В более поздних литературно-религиозных трудах индийцев ("упанишадах") встречается мысль о саморазвивающейся природе, образованной тремя элементами; мы даже находим в них древние представления об устройстве мира: земля покоится на трех слонах, стоящих на спине огромной черепахи. Мы также не встречаем в Библии гипотез древних греческих ученых о происхождении мира, милетской натурфилософии или философии Пифагора. Фалес учил, что первоэлементом является вода, Гераклит отдавал предпочтение огню. Анаксимен считал первопричиной всему воздух ("пневму"), а Пифагор даже предполагал, что мир основан на числах. Более поздние представления людей, казалось, стояли на несколько ступеней выше: они уже не поклонялись солнцу и богам из дерева и камня. Но приблизилась ли современная философия к истине? Создается впечатление, что любая человеческая философия в конечном счете сводится либо к атеизму ("Бога нет"), либо к пантеизму ("многобожие – Бог во всем, все есть Бог"). Библия опровергает эти две крайности, но не путем философских рассуждений. Первый стих книги Бытия не философствует о Боге и Его существовании: она просто говорит о Нем, отвергая тем самым атеизм. Одновременно Библия свидетельствует и против пантеизма: Бог существовал еще до творения, поэтому Он находится вне творения, хотя и все творение поддерживается и управляется им. Для многобожия или безличного духа природы просто не остается места в этом возвышенном описании единого истинного Бога, сотворившего мир и все, что в нем. Библия говорит нам, что Бог создал небо и землю. Он сотворил не хаотическую массу частиц материи, которая с течением миллиардов лет сконденсировалась в звезды и планеты: "Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось" (Псалом 32:9).

   Большой взрыв

   Мы – люди 20-го века. Наука и техника управляют нашей жизнью. Мы уже не поклоняемся небесным телам как божествам. Мы знаем больше, чем они, наши предки. Хотя, постойте – ведь опять миллионы людей ищут разгадки своего будущего в сочетаниях звезд. В этом отношении они не так уж и сильно отличаются от своих предков. Астрология, гороскопы и гадание по звездам встречаются повсюду. Все бульварные газеты, да и солидные издания, печатают гороскопы. Многие носят на руках или на шее, в качестве амулетов, цепочки со знаками Зодиака, под которыми они родились. А, с другой стороны, в наш век науки и техники каждый школьник знает, что Солнце и звезды – не что иное, как раскаленные массы газов. Мы, люди 20-го века, посещаем Луну и даже устанавливаем измерительные приборы на Марсе. Хотя исследования космоса еще находятся в начальной стадии, полученные результаты просто захватывают дух. Чем больше знаний мы приобретаем, тем настойчивее встает вопрос: как же все это появилось?
   Существует ли за пределами нашего сознания бесконечный творящий Разум, который мы называем Богом? Если да, то действительно ли этот Бог сделал все так, как описано в Библии, или существует лучшее объяснение? Наука последнего столетия действительно привела к возникновению двух полярных точек зрения: креационной (творение) и эволюционной (развитие) моделей мира. В первом случае мы исходим из существования Бога-творца, не так давно и за короткий срок создавшего Вселенную, землю и жизнь. Тогда наша земля имеет сравнительно короткую историю и пережила ряд гигантских катастроф.
   Эволюционная модель, наоборот, исходит из того, что возраст Вселенной насчитывает миллиарды лет, что земная кора сформировалась постепенно и что жизнь на планете Земля возникла из неживой материи в результате ряда случайных преобразований.

   Как выглядит возникновение неба и земли в эволюционной модели? Наиболее распространенной является теория "большого взрыва". Согласно ей, первоначально материя была сконцентрирована в сверхмалом объеме пространства, затем произошел гигантский взрыв, разбросавший ее в пространстве; потом из этих обломков образовались бесчисленные галактики. Альтернативой ей является теория "steady-state", согласно которой само пространство вечно, но материя самопроизвольно "исчезает" на границах Вселенной и вновь возникает в ее центре.
   Автор этой теории, Фред Хойл, давно отказался от нее, убедившись в ее несостоятельности, так что в дальнейшем мы можем оставить эту теорию без внимания. Мы должны учитывать, что все эти теории не являются научными в строгом значении этого слова: это означает, что они не являются прямым следствием наблюдений и экспериментов, которые мы можем повторить или воспроизвести. Они – лишь чистые предположения, потому что естественные науки ничего не могут сказать о происхождении мира. Естественные науки занимаются существующими в мире объектами и явлениями, которые могут быть повторены. Но о происхождении первых объектов и явлений они ничего не могут сказать, потому что те находятся за рамками научного восприятия.
   Теория "большого взрыва" породила ряд фундаментальных проблем. Доктор Слашер, доцент астрономии университета штата Техас, сказал по этому вопросу следующее: "На первом месте стоит вопрос, откуда взялась эта сконцентрированная материя, породившая большой взрыв. Далее, при взрыве должно было возникнуть газовое облако, с гигантской скоростью распространявшееся во всех направлениях. Но если это так, то как при такой огромной скорости могло начаться вращательное движение облака, приведшее к возникновению звезд и планет? Огромная скорость исключает вращательное движение, кроме того, в пространстве скорость не уменьшается. Но если даже скорость облака уменьшилась настолько, чтобы могло начаться вращательное движение и образовались звезды, то чем объяснить то, что она потом самопроизвольно возросла и что теперь звездные системы удаляются от нас почти со скоростью света? Ведь именно на факте "убегания" звезд основана теория "большого взрыва"!
   Вывод о скорости расширения Вселенной основывается на эффекте Физо – зависимости смещения спектральных линий от скорости удаления объекта. Для области звука ему соответствует эффект Доплера: при приближении гудящего локомотива издаваемый им звук кажется выше, при удалении – ниже. Поэтому инфракрасное смещение спектра излучения звезд считается доказательством того, что они удаляются от нас с большой скоростью. Если мы даже примем это за истину (хотя найдены и другие объяснения этого спектрального смещения), остается вопрос: почему звезды удаляются от нас? Ведь мы сами тоже движемся!
   И еще: если излучающий объект приближается к нам с большой скоростью, то происходит так называемое ультрафиолетовое смещение его спектра. И этот феномен был зарегистрирован у ряда звезд. Но как же возможно такое движение, если первоначальный взрыв произошел в одной точке? Но даже если мы отвлечемся от всех этих проблем, как же могла такая сложная пространственная структура, как наша Вселенная, образоваться в результате действия слепой разрушительной силы взрыва? Взрыв означает увеличение беспорядка. Но вместо этого мы имеем Вселенную, состоящую из взаимодействующих и движущихся с различными скоростями галактик и звезд, причем весь этот сложнейший механизм действует с удивительной согласованностью. Разве такое может быть простым следствием разрушительного взрыва? Предположение, что точнейший баланс сил в пространстве является следствием большого взрыва, сравнимо с утверждением, что после ядерного взрыва в горах обломки скал, падая на землю, смогут образовать город с домами, небоскребами, площадями и улицами.

   Энтропия

   Фундаментальная проблема любого "природного" объяснения происхождения мира связана с законами термодинамики. Научные результаты были и остаются субъективными. Ни один закон природы не подтверждается так хорошо, как законы термодинамики. Первый закон (первое начало) термодинамики утверждает, что общее количество энергии и массы остается неизменным. Второе начало утверждает, что энтропия в замкнутой системе может только возрастать: любая система, не подвергающаяся воздействию извне, деградирует, распадается, свободная энергия в ней убывает, и поэтому в конце концов она достигает пассивного состояния полного беспорядка. Известный писатель научно-фантастических романов Айзек Азимов хорошо знаком с этой фундаментальной проблемой. Он нашел для нее следующее "решение" в своем рассказе "Последний вопрос", написанном в 1956 году. В нем описывается процесс возрастания энтропии во Вселенной. В пространстве существует устройство типа гигантских часов, которые в один момент перестанут тикать. Время от времени этот вопрос беспокоит живущих на земле людей. Далее рассказывается о гигантском устройстве – Компьютере, которому люди задают вопрос: может ли повернуть процесс возрастания энтропии вспять? Может ли вновь убывать энтропия? Может ли "раскручивающееся" пространство вновь "закрутиться"? На это Компьютер отвечает: "У нас недостаточно информации, чтобы ответить на этот вопрос". За этим следует короткое описание истории человечества, компьютера и пространства. Человечество учится путешествовать в космическом пространстве и расселяется по всей Вселенной. Более того, человек избавляется от своего тела и становится сгустком энергии в космосе. В это же время Компьютер все растет, становится все более мощным и нематериальным; Вселенная же приближается к своему концу. В конце рассказа Компьютер находится уже не в пространстве, а в сверхпространстве, и поэтому он может ответить на каждый вопрос, задаваемый в любом уголке Вселенной. Это надпространство вездесуще, вечно и неизменно, оно везде близко и недосягаемо. Теперь Компьютер может ответить на любой вопрос. Время от времени находятся люди, желающие знать от все больше знающего и уже почти всемогущего Компьютера: может ли быть повернута вспять энтропия? И каждый раз Компьютер отвечает: "У нас недостаточно информации, чтобы ответить на этот вопрос..."
   В конце концов время Вселенной истекает, и она застывает в состоянии пассивного равновесия. Все солнца и звезды сгорели. Человечество как энергия растворилось в Компьютере. Остался только невидимый, всезнающий, всемогущий Разум – продукт эволюции Компьютера. В его памяти все еще остается не отвеченный вопрос: может ли быть повернута вспять энтропия? Проходит бесконечно много времени, в течение которого Компьютер вновь анализирует все имеющиеся в его распоряжении данные и, наконец, находит ответ. Проходит еще один почти бесконечный отрезок времени, и Компьютер находит путь, чтобы все процессы могли начаться сначала. Достигнув этого пункта. Компьютер глубоко задумывается над хаосом, в который превратилась Вселенная, и говорит: "Да будет свет!" И становится светло. Этим заканчивается научно-фантастический рассказ. По сути Айзек Азимов говорит этим, что единственное решение вопроса об энтропии – это бесконечный творческий Разум, находящийся в сверхпространстве и могущий повелеть: "Да будет свет". Таким образом, мы вновь пришли к тому, о чем говорили в начале этой главы. Библия говорит нам: "В начале сотворил Бог небо и землю". Это означает: нельзя бесконечно экстраполировать историю назад, когда-то было начало. И есть Бог, бесконечный творческий Разум, существующий вне пространства и времени: Он повелевает, и возникают из ничего небо и земля, пространство, материя, время.
   "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евреям 11:1-3).

   Происхождение Солнечной системы

  Разумеется, намного проще и эффективнее проводить исследования нашей родной Солнечной системы, чем далеких созвездий. И даже тут постепенно выявилась невозможность построения хотя бы одной теории, могущей объяснить ее происхождение естественным путем. Причина тому кроется в особенностях строения самой Солнечной системы, которые из-за своей многочисленности и уникальности исключают любую возможность ее возникновения естественным путем:
   (1) На Солнце приходится 99% всей материальной массы Солнечной системы, но лишь 2% ее вращающего момента (силы, которая заставляет вращаться Солнце и планетную систему).
   (2) Меркурий и Плутон имеют очень эксцентричные и к тому же разные по углу наклона орбиты, у планетоидов эти отклонения еще больше, а у комет вообще не установлены закономерности формы, величины и угла наклона орбиты.
   (3) Вращение Венеры, Урана и примерно трети планет спутников противоположно общему направлению вращения Солнечной системы.
   (4) Средняя плотность вещества Луны примерно на треть ниже земной, к тому же космические исследования показали, что химический состав Луны резко отличается от земного, хотя все теории возникновения Солнечной системы исходят из того, что истории происхождения Земли и Луны сходны.

   Если бы можно было доказать, что Земля сравнительно молода (см. гл. 3), это было бы свидетельством в пользу сравнительно молодого возраста Вселенной. Это было бы наилучшим опровержением любой гипотезы о естественном происхождении нашей Солнечной системы: для эволюции просто не оставалось бы времени, не говоря уже о четырех вышеназванных проблемах и ее противоречии законам термодинамики.

   Молодая Вселенная?

   Действительно существуют аргументы, говорящие о молодом возрасте Вселенной. Даже если бы возраст Вселенной насчитывал сто миллионов лет, это полностью исключало бы теорию "большого взрыва" и прочие материалистические объяснения. Но скорее всего Вселенная еще моложе! Возможно, это удивит читателя, привыкшего оперировать величинами порядка десятков миллиардов лет. Но при этом читатель не должен забывать, что главным аргументом в пользу большого возраста Вселенной является возраст Земли, необоснованно считаемый очень большим (Земля является единственным объектом, возраст которого можно попытаться оценить непосредственно). При этом основанием для оценки возраста Земли является эволюционная теория, согласно которой для происхождения существующих форм жизни потребовалось несколько миллиардов лет.
   Когда мы говорим о сравнительно молодом возрасте Вселенной, часто встречается возражение, что против этого свидетельствуют ее огромные размеры. Говорят, что существуют звезды и галактики, удаленные от нас на миллиарды световых лет, и что, следовательно, потребовались миллиарды лет, чтобы свет этих звезд мог достичь нас, поэтому и возраст Вселенной должен быть не ниже этой цифры. Но, уже не говоря о вопросе, насколько точна наша информация о расстояниях в космосе, надо помнить, насколько обманчиво выражение "световой год". Мы подсознательно связываем его со временем, в то время как световой год является лишь единицей длины, измерением расстояния. Если мы утверждаем, что видимая нами звезда удалена от нас на миллиард световых лет и что поэтому ее возраст тоже не ниже миллиарда лет, мы забываем особенный, творческий характер акта сотворения мира.
   Бог сотворил небесные светила именно для того, чтобы они были видны на Земле (Бытие 1:14-18), так что с самого начала должно было существовать бесчисленное множество звезд, свет которых был виден тотчас. При этом из-за короткого срока творения неизбежен эффект "кажущейся древности" звезд.

   В настоящее время существует все больше положительных свидетельств о молодом возрасте Вселенной. На это особо указывает вышеупомянутый профессор Слашер:
   (1) В химическом составе изученных звезд существует слишком мало различий, что нехарактерно для древней Вселенной.
   (2) Галактические туманности, кажется, всегда встречаются парами или скоплениями. Их возраст не может быть большим, иначе они обязательно распались бы вследствие гигантских скоростей и центробежных сил.
   (3) Некоторые галактики связаны между собой распыленной светящейся материей. Некоторые из них разбегаются так быстро (со скоростью более тысячи км/сек), что создается впечатление, будто они возникли недавно – при этом они являют собой полностью сформированные галактики!
   (4) Звезды галактических туманностей вращаются с различной скоростью, так что те постепенно "скручиваются" всего за несколько полных вращений системы, т.е. за 100-500 миллионов лет (всего 0,5-2,5% от предполагаемого возраста Вселенной). Но мы наблюдаем множество еще не "скрутившихся" спиральных галактических туманностей.
   (5) Если пространство перенасыщено звездами во всех своих точках, то почему же ночное небо освещено неярко и неравномерно? Решение этого парадокса, как кажется, нашел Ольберс (1826). Он предположил, что плотность распределения и сила свечения звезд убывает с удалением от центра Вселенной, но это возможно лишь при сравнительно недавнем возникновении Вселенной, потому что в этом случае звезды излучали бы лишь недолгое время.
   (6) Наряду со "сворачивающимися" галактическими туманностями существуют и такие, в которых звезды быстро "разбегаются" во все стороны из одного центра, и можно подсчитать, что возраст этих звезд не превышает несколько тысяч лет. Поскольку не существует доказательств тому, что звезды возникают и сегодня, этот феномен указывает на сравнительную молодость Вселенной.

   Но, как уже было сказано, для определения возраста Солнечной системы и всей Вселенной очень важна оценка возраста самой Земли. Об этом подробнее в следующей главе.





Читать предыдущую главу                                        Читать следующую главу