Кроме всего сказанного выше необходимо не забывать о назначении духовных даров. Господь наделяет христиан духовными дарами не для того, чтобы подчеркнуть духовность одних перед другими, и не для того, чтобы возвысить одних верующих в глазах других или в своих собственных глазах, а для созидания Церкви - Тела Христа.
Господь наделяет верующих духовными дарами к взаимному назиданию. Если у всех христиан будет один и тот же дар, то как они будут друг друга назидать? О даре иных языков сказано следующее: 1 Коринфянам 14:1-5 «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает [строит, утверждает] себя [то есть самоутверждается!!!]; а кто пророчествует, тот назидает [строит, утверждает] церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание».
1 Коринфянам 14:6-11 «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец».
Совет апостола Павла: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».
Свои слова Павел подкрепляет делами. Обратите внимание на его отношение к иным языкам и к вытекающему из этого отношения поведению: 1 Коринфянам 14:15-19 «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».
Вывод: Тот кто использует дар иных языков не по назначению (то есть без представителей неверующих иудеев и без представителей народа, на чьем языке человек молится - то есть без переводчиков), тот злоупотребляет этим даром в корыстных целях: не для назидания церкви, а для того, чтобы показаться пред людьми святым, знающим, духовным, особым. А это есть проявление гордости, о которой сказано, что «Гордость предшествует падению» (Притчи 16:18) и «Бог гордым противится» (Иакова 4:6). Отсюда можно сделать вывод: если Бог гордым противится, то почему Он дал им тот дар? А это наталкивает на другой вопрос: от Бога ли этот дар? Если этот дар не от Бога, то: либо он является плодом человеческого воображения, либо его источник – отец лжи.
5. Слово Божье не запрещает христианам молиться на иных языках.
1 Коринфянам 14:5 «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали...» 1 Коринфянам 14:39-40 «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно».
Что значит "благопристойно и чинно"? Об этом читайте в следующем пункте.
6. Божий порядок молитвы на иных языках.
1 Коринфянам 14:26-28 «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу».
Этот библейский стих ясно объясняет, что если в церкви нет человека с даром истолкования иного языка, то говорящие на иных языках должны воздерживаться от публичной молитвы на иных языках.
7. Является ли говорение на иных языках признаком духовности?
В Библии нигде не написано, что подлинная духовность христианина подтверждается наличием у него дара иных языков. Возможно, вы слышали в некоторых церквах утверждения такого плана:
— говорение на иных языках является признаком того, что человек получил спасение;
— человек не имеет в себе Святого Духа, если не молится иными языками;
— те, кто не молится на иных языках, ещё не достигли настоящей духовности;
— те, кто не молится на иных языках, ещё не спасены...
Подобного плана заявления есть ни что иное - как ложь Сатаны, цель которого - посеять в ваше сердце семя сомнения и неверия. Духовные дары не являются показателями духовности или спасения индивидуума. Вспомните, что Библия рассказывает о том, что и бесы, и дьявол обладают чудотворными дарами, однако никто не называет бесов духовными или спасёнными. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что в последние дни Антихрист будет удивлять весь мир чудесами и знамениями. Но эти чудеса названы ложными, потому что одарит этими чудесами Антихриста не Святой Дух, а нечистых дух Сатаны.
И, наконец, вспомните слова Иисуса, сказанные Им в Матфея 7:22-23 «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Показателем духовности являются не дары, а Плод Святого Духа, описанный в Послании Галатам 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Этой же идее посвящена вся 13 глава Первого Послания Коринфянам. Она подчеркивает, что любовь (а это есть плод Святого Духа) является первым и главным показателем подлинной духовности и свидетельством рождения свыше: 1 Коринфянам 13:1-3 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
Хотя и трудно установить абсолютную связь, но интересно обратить внимание на то, что в двух мистических религиях, распространённых в те времена, имелись лжебожества по имени Сивилла и Дионисий. При поклонении этим лжебогам практиковался разговор на «иных языках» - экстатический лепет, сопровождаемый ударами кимвалов, гонгов и громким звуком труб.
Нужно не забывать о том, что те, кто обратились в христианство не из иудаизма, - были язычниками. А у язычников было нормальным и естественным поведением во время их ритуалов и богослужений – впадать в транс и бормотать. Языческие иные языки были для них свидетельством высокой духовности и духовного единения с их идолами, а также средством самоутверждения и самоуспокоения.
Молодые христиане – выходцы из языческих религий, по инерции привносили в христианство языческий экстаз и другие формы языческого поклонения.
8. Существует ли две разновидности дара иных языков?
А. Некоторые считают, что существует два вида иных языков: человеческий и ангельский.
Такие люди обычно цитируют первую часть стиха из 1 Коринфянам 13:1 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими…» Но ведь этот текст не свидетельствует о том, что иные языки являются языками ангелов. Этот стих также не говорит о том, что Павел говорил ангельскими языками. Это всего-навсего речевой оборот – сравнение. Обратите внимание на слово «если» (в оригинале: «если бы»).
Эта же мысль продолжается в четвёртом стихе, где Павел говорит: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение»… Отдал ли апостол Павел своё тело на сожжение? Нет.
Его цель была – подчеркнуть, что каким бы одарённым человек не был: даже если бы он говорил на ангельских языках, или раздал всё своё имение, или отдал своё тело на сожжение… Можно добавить: Если бы он мог ходить по воде или летать, но не имел бы любви, то эти дары – ничто!
Б. Другие считают, что существует два вида иных языков: тот, что был в день Пятидесятницы, понятный всем (Деяния 2:8) и тот, о котором говорит Павел коринфянам, - непонятный никому (1 Коринфянам 14:2).
Это не так по следующим причинам:
1. В обоих случаях используется то же самое греческое слово. Если бы речь шла о двух разных языках, то использовалось бы два разных слова. Но даже если не прибегать к помощи греческого языка, то слова апостола Павла говорят сами за себя и свидетельствуют о том, что речь идёт о нормальном человеческом языке: 1 Коринфянам 14:10 «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения».
2. В День Пятидесятницы не все понимали иные языки, на которых молились апостолы: Деяния 2:5-13. Обратите внимание, что представители 15 разных языков и наречий понимали апостолов и изумлялись, в то время как остальные «насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». То есть одни иудеи понимали эти иные языки, а другие – нет. Чем это объяснялось? Ответ прост: Вторая глава Деяний информирует нас, что в тот день в Иерусалиме присутствовало две категории Иудеев: (1) Иудеи из всех народов, своеобразные пилигримы, которые находились проходом в Иерусалиме, (ст.5 и 14); (2) Местные иудеи, живущие в Палестине.
Поэтому Петр и обратился к собравшемуся народу следующим образом: «Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме... » (Деяния 2:14). Последние поняли, конечно же, то, что было сказано на их национальных языках (ст.6 и 8). А местные, которые не знали этих языков, не поняли ничего. Они понимали эти языки не больше Коринфян.
Следовательно, дар говорения на языках в день Пятидесятницы является таким же, как о нем сказал Павел в послании Коринфянам тридцать лет спустя: «Никто не понимает».
Иные языки: что это за дар?
Иные языки - это знамение. Знамение для кого?
Иные языки - это знамение. Знамение чего?
Иные языки сегодня.